Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Позвольте слезть с колен

0

Для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его “Я” в этом мире, — самое хорошее, его мама — самая лучшая, его дом — самый родной. Год приобретения Базового Доверия к Миру прошел. Пора ставить новые цели.

А какие? Сначала давайте посмотрим, что мы имеем. А имеем мы лепечущего, ползающего или ходящего любопытного малыша, которому уже тесно в его кроватке, который хочет больше видеть, четче слышать, ползти дальше. То есть слезть с маминых коленок и стать самостоятельным.
А какой я? Вот это-то и есть самый интересный вопрос. Если малыш поверит в то, что он самый классный, достаточно крепкий, сообразительный, подвижный и жизнерадостный ребенок, его дальнейшие задачи по развитию очень облегчаются, ведь он будет смело двигаться навстречу трудностям взрослой жизни.
Типичные жалобы мам малышей этого возраста:
“везде лезет, замучилась говорить ему “нельзя”. — Банальное “нельзя” лучше попытаться разнообразить (чайник — “горячо”, чашка — “осторожно”, часы — “только посмотри”, мука — “пальчиком потрогай”, собачка — “погладь тихонько” и так далее), в том смысле, что трогать можно почти все, только по-разному;
“специально ищет, где стоит что-нибудь, что можно перевернуть, рассыпать или вылить”. — На втором году жизни ребенок решает важный философ­ский вопрос, связанный с пустотой и наполнением (два-три движения — и вместо одной вещи целая куча). Это именно то, что мы, взрослые, называем анализом и синтезом. Приготовьте баночки с крупной вермишелью, ящик со старой обувью, ведерко спичечных коробков, теннисных мячиков и катушек, чтобы не переживать, когда это все будет выкинуто;
“у сына появилось первое слово, даже не слово, а мотание головой — “нет-нет”, стал очень вредный”. — Это “нет” означает, что мышление маленького человечка уже обработало ситуацию “да”, ощутило ее результат, сделало вывод о желательности для себя этого результата и приняло противоположное решение — ребенок начинает использовать речь в ее взрослом значении;
“чуть что не так, кидается на пол, дрыгает ногами, орет истошно”. — А как еще немедленно выразить желание? Объяснить — слов не хватает, сделать самостоятельно — сил нет, а энергии и желания полно. Между вами начинается борьба. Стоп! Может, это признак болезни или переутомления, может, вы чересчур часто запрещаете, даже если это безопасно и невредно для малыша?
Если уж истерика началась, не тратьте нер­вы на уговоры и шлепки. Молча, с улыбкой берите ребенка на руки, чуть прижимайте к себе и несите в тихое место. Пока дойдете, успокоитесь оба, чувствуя родное дыхание и сопение, можно даже что-нибудь напеть.
Запомните главное: как вы воспитываете своего ребенка до трехлетнего возраста, так он будет воспитывать своих детей, даже если вы потом решите изменить свой стиль в лучшую сторону. Так что подумайте, прежде чем выходить из себя, повышать голос и тем более шлепать.

Ирина ПИГАВАЕВА.