Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

У немногословных родителей и ребенок молчун

0

Продолжаем разговор о детках-трехлетках.

Словарный запас к трем годам у детей увеличивается до такой степени, что они могут повторять за взрослыми предложения, выражать желания, мысли, осознанно отвечать на вопросы. Но очень часто в по­следнее время родители жалуются, что малышу три года, а он молчит или говорит очень мало. Конечно, нужно насторожиться, но не паниковать.
Возможные причины задержки речевого развития:

  • сами мама и папа мало говорят, немногословны;
  • ребенка к речи не побуждают, предупреждая все его желания (малыш показал пальчиком — желанный предмет тут же у него в руках). В этом случае попробуйте притвориться непонятливыми, помогите ребенку, подскажите название предмета или действия, но если он начинает сильно нервничать, не настаивайте, чув­ствуйте дитя;
  • мама говорит очень быстро и непонятно;
  • замедлен темп созревания нервных клеток, которые отвечают за речь;
  • имеются поражения головного мозга различной тяжести и заболевания, возникшие в результате гипоксии, травм, перенесенных внутриутробно и на протяжении первого года жизни, инфекций;
  • возможны нарушения слуха.

Проанализируйте все факторы, которые могут повлиять на развитие речи малыша, ведь проблему гораздо проще предупредить, чем искать потом ее решение. К тому же очень часто задержка речи ведет к задержке психического развития, страдают память, внимание, мышление.
Всеми силами способствуйте речевому развитию крохи: вызывайте у ребенка интерес к окружающему, рассказывайте стишки, потешки, пойте песенки, рассматривайте книжки. Одевая ребенка, проговаривайте подробно свои действия, гуляя в лесу, расскажите о животных, опишите дерево, речку, цветок. Хоть и кажется, что малыш ничего не понимает, на самом деле это не так. Он анализирует, складывает услышанное в отдаленные уголки своей памяти для того, чтобы в один прекрасный момент удивить вас своим речевым потоком.
Ежедневно проделывайте с ребенком языковую гимнастику. Например, такую игру с язычком: язычок пошел гулять (открыть рот и высунуть язычок), он водичкою умылся (язычком провести по губам), расчесался (провести язычком между верхними и нижними зубами), влево-вправо по­смотрел (язык влево, вправо), вдруг споткнулся и упал (язык высунуть вниз), поднялся (язык вверх к носику) и пошел домой спать (спрятать язык). Язычком можно цокать, щелкать, стучать по зубкам, упираться в щечку изнутри — все это будет способ­ствовать тому, что мышцы языка окрепнут. Очень полезна тренировка тонких движений пальцев, проще говоря, пальчиковые игры, так как при этом происходит возбуждение в речевых центрах мозга.
Волнение нередко вызывает появление признаков заикания у трехлетнего ребенка. Если исключить фактор наследственности, то этот дефект зависит от эмоционального состояния. Составляя предложения, малыш останавливается, потому что не может подобрать нужные слова. Мама не выдерживает, ей не интересно, она прерывает ребенка, отвечает на его вопросы невнимательно, рассеянно. Малыш погружается в отчаяние из-за того, что не может удержать внимание собеседника. В следующий раз он будет торопиться и нервничать — вот вам и причина заикания!
Ни в коем случае не сердитесь на ребенка за то, что не совсем ясно высказывается. При этом последите за речевым дыханием. Если дитя торопится, попросите его глубоко вдохнуть и после этого говорить, то есть говорить на выдохе. Полезно делать такие упражнения: дуть на легкий шарик, ватку, сдувать со стола пушинки, снежинки с варежки, дуть вверх, не давая упасть пушинке, мыльному пузырю, надувать шарики, надувные игрушки, мыльные пузыри.
Не стоит переживать, если ваш малыш говорит не так, как соседский, не сравнивайте его с другими детьми, не слушайте случайных людей. Диагноз “задержка речевого развития” ставится только после комплексного обследования невропатолога, логопеда, психолога. Если у вас есть сомнения, обращайтесь за консультацией к специалисту.
 

Ирина ПИГАВАЕВА