Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Три года — период достижений и непослушания

Три года — период достижений и непослушания От нуля до семи: советует нейропсихолог

Три года — период достижений и непослушания


0

Кроха повзрослел, и кажется, что намного легче с ним договариваться. Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода высоких достижений, уникальной строптивости и непослушания.

Малышу необходимо, чтобы с ним считались как с равным. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя успешным в глазах взрослых. Но он еще беспомощен и несамостоятелен. Таким малыш может оставаться и в 4 года, если во­время не реализуете все возможности развития:
нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него;
нельзя сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками;
внимательно отнеситесь к его познавательным интересам и поясняйте все, что разворачивается перед его взором;
постепенно переводите чувственный опыт в слова (сейчас ты рад, испытываешь грусть, обиду);
оставаясь высоким примером для малыша, деликатно относитесь к формированию его чувства собственного достоинства;
признавайте за ребенком право выбора.
Только не нужно путать развитие и обучение. Сейчас многие родители хотят, чтобы их малыш как можно раньше начал читать, считать и писать. Но чтение — это процесс, при котором активно работает левое полушарие, логическое. А у ребенка развитие происходит при активном участии правого, образного полушария. Он получает и осваивает информацию, поступающую к нему из окружающей среды, когда трогает, тянет в рот, нюхает, рассматривает, слушает. Только потом эта информация (причем если она вызвала интерес) усваивается, анализируется левым полушарием.
А что такое буква или цифра? Это аб­страктное понятие, символ, значок, который нельзя потрогать, понюхать, попробовать и эмоций никаких не вызывает. Вопрос: как же их усвоить? Конечно, есть методики для раннего развития, но они предназначены для обучения ребенка мамой, а не чужой тетей, и при соблюдении множества условий. Поэтому не мучайте чадо, а играйте с ним.
Заметьте, если малышу не хочется заниматься, играть, значит, вы что-то делаете не так, обратитесь к специалисту. Все дети любят учиться! Но обучаются только в игре. Подобрать правильную игру — задача взрослого.
В три года ребенок пытливо вслушивается в диалоги взрослых. Ему интересны их рассуждения и умозаключения. Малыш постигает логику их поступков и действий, можно сказать, учится жить. Вот почему семейные конфликты не должны происходить в присутствии ребенка 2-4 лет.
“А кризис трехлетнего возраста?” — спросите вы. Кризис в любом возрасте возникает тогда, когда взрослые не осуществляют своевременный переход к новому типу отношений. Сюсюкают, поучают, приказывают. Возникающий кризис — сигнал взрослым: что-то не так в общении.
Существует закономерность: чем выше у ребенка развита способность управлять своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания; чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга.
Очень полезно развивать уже с раннего детства и правую, и левую руку в одинаковой степени. Если вы хотите определить своего ребенка в спортивную секцию уже сейчас, то обратите внимание на плавание, гимнастику, акробатику, борьбу, велоезду.
Речь на четвертом году жизни приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. Фразы могут быть с ошибками, прерывисты, много повторений, запинок, но к четырем годам это проходит.
Задержка речи после трех лет пагубно отражается в дальнейшем на способности читать, писать, даже думать. Идет задержка психического развития. И если речь ребенка сильно отличается от возрастных норм, следует обратиться к специалисту (логопеду, психологу) за помощью. Можно для таких детей порекомендовать специальный логопедический массаж.

Ирина ПИГАВАЕВА
  • chtieniie.jpg