Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Объясните, что такое хорошо, а что такое плохо

0

Оглядываясь назад, мы обнаруживаем, что наши воспоминания начинаются, как правило, где-то между четвертым и пятым годами жизни. Возможно, в возрасте четырех лет у нас развивается ощущение самих себя и крепнет чувство независимости от родителей.

Четырехлетний ребенок чрезвычайно увлечен отношениями, причем в первую очередь его занимают взрослые и только потом уже дети. Он изо дня в день ломает голову над отношениями отца и матери, над тем, как он их видит и понимает. Мысль о том, что мама и папа дружны, наполняет ребенка ощущением счастья и гармонии.
Четыре года — хороший возраст для того, чтобы выйти из семьи в более широкий мир, что и доказывают дети, просясь в гости к родственникам, выбегая за дверь поиграть и так далее. Это не означает, что дружба со сверстниками в детском саду менее важна. Однако больше всего пользы ребенок получает в том случае, если там есть доверие к взрослому. И очень важно, чтобы воспитатель помнил о каждом ребенке в группе и хорошо знал, чем силен, а чем не очень, что любит и что не любит, что может и что хочет каждый из детей.
Четырехлетке полезен некоторый распорядок. Но не жесткий непреклонный режим, в котором нет места изменениям, экспериментам и приятным сюрпризам. Ребенок постепенно начинает воспринимать время суток, дни недели, выходные, времена года, праздники. Он начинает планировать дела, что несомненно дает толчок развитию лобных долей мозга. Это очень важно, поскольку многие проблемы, с которыми обращаются родители младших школьников, как раз являются следствием несформированности этих участков (инфантильность, неумение контролировать свои действия, отсутствие навыков планирования).
Малыша в этом возрасте увлекают правила, он осознает, что ему разрешено, а что нет, в более широком смысле — что такое хорошо и что такое плохо. Ему нужно просто и доходчиво объяснить, чем добро отличается от зла. Показать разницу между силой кулаков глупого забияки и силой, которая происходит из твердости характера и убежденности в своей правоте. Внушите крохе образ доброго, но ответственного и умеющего постоять за себя человека. Это особенно важно для тех родителей, которые советуют своему малышу, не разбираясь, сразу давать сдачи в ответ на обиду.
В этом возрасте все дети творцы. Они пытаются что-то изобретать, сооружать и делать, не только для того, чтобы узнать, как устроены вещи, но и для того, чтобы почув­ствовать себя нужными в этом мире. Очень жаль, если в таком возрасте начинают привлекать ребенка к традиционному образованию: учить читать и писать НАСИЛЬНО. Но если малышу нравится читать, его не нужно сдерживать. У всех разные склонности. Одни рано начинают по­глощать книжки, другие с утра до вечера рисуют, третьих Бог явно наградил талантом играть в футбол. Здесь главное — гибкость.
Ни для кого не секрет, что детки в этом возрасте обожают носиться туда-сюда, они вполне очевидно наслаждаются способностью владеть своим телом. Беспокоиться здесь придется лишь тем родителям, чьи дети ударяются в крайности и ведут себя слишком робко или чересчур беспечно.
Если ваш ребенок из робких, лучше всего отнестись к этому с долей здравого смысла. Почти каждого четырехлетку, каким бы он жизнерадостным ни был, наверняка беспокоят какие-то страшные кошмары или необъяснимые страхи. Взрослому нужно отнестись к этим тревогам и проблемам со всей серьезностью. Иногда все, что нужно сделать, — это побыть с малышом рядом, когда ему плохо.
 

Ирина ПИГАВАЕВА