Что изменится в России с 1 марта 2024 года

А что я могу сделать с миром?

0

Вашему ребенку исполнилось два года — поздравляю вас! Что у нас на очереди? Воспитание воли и настойчивости, состязание характеров (с мамой) и отвоевывание места в семье.
Самый главный жизненный вопрос ребенка в этом возрасте: “А что я могу сделать с этим миром?” И малыш делает: он вторгается во все разговоры, сует свой нос во все дела, пытается быть одновременно везде. Соответственно получает огромное количе­ство замечаний, порой грубых. Вот как раз с замечаниями надо быть осторожнее, потому что главный вопрос начинает звучать так: “Можно ли мне проявлять инициативу или я все время должен чувствовать вину?”
Как же сделать так, чтобы ребенок рос послушным, но проявлял инициативу? Ведь инициатива это та же самостоятельность, а в нейропсихологии самостоятельность — это ответственность, умение ставить цель и добиваться ее.Ребенок уже гораздо аккуратнее и точнее в движениях, чем годовалый. И получает огромное удовольствие от прыжков, это новый вид движений, который он осваивает. Разрешайте прыгать и в длину, и с высоты, только будьте всегда рядом и учите осторожности.
В отличие от умения двигаться, которое развивается постепенно, способность говорить развивается скачками, и родители совершенно напрасно огорчаются, что двухлетний сосед выдает длинные фразы, а их чадо только отдельные слова. Речевые различия, скорее всего, полностью исчезнут годам к трем-четырем, а то что ребенок начал рано говорить, вовсе не означает, что у него повышенные интеллектуальные способности.
Если родители хотят помочь малышу лучше говорить, стоит обратить внимание на то, как он умеет слушать. Во-первых, чисто физиологически: нормально ли функционирует его слуховой аппарат. Во-вторых, учить ребенка прислушиваться к соб­ственной речи: задавать вопросы со словом “где?”, петь почаще песенки, читать книжки с картинками. И даже телевизор может быть полезен — дети в это время его не столько смотрят, сколько слушают. Только не переборщите. Постепенное накапливание слов выливается в способность говорить фразами.
Продолжаем активно развивать сенсорную сферу ребенка, его чувства: нюхаем, трогаем, слушаем, пробуем на вкус, в общем, даем как можно больше ощущений, разных и интересных.
Процесс обучения любому навыку (чист­ка зубов, умывание, частичное одевание) желательно превратить в ритуал, все делать по порядку. Тогда ребенок привыкает и не капризничает. К примеру, мытье рук: открываем кран, берем мыло, ручки под водичку, мылим ручки, положили мыло, трем ручку об ручку, смываем мыло, закрываем кран, вытираем ручки. Ай, какие чистые!
Что касается игрушек, пришло время конструкторов. Не думайте, что малыш ломает игрушки, он экспериментирует с ними, разделяя их на части и соединяя. Это великий опыт!
Чтение книжек тоже очень важное занятие. Ни в коем случае не заставляйте это делать силой — малыш еще не способен сидеть на месте больше трех минут. Но у каждого ребенка между двумя и тремя годами наступает момент, когда он стаскивает книжку с полки и несет ее маме: “На, читай!” И очень важно этот момент не пропустить.
Скоро в детский сад! И поэтому важно освоить процедуру прощания. Рассказывайте ребенку о своих планах заранее. Говорите, когда уйдете, когда вернетесь, прощайтесь на пороге тепло и ласково, с поцелуем и “пока” на дорожку. Освоив процедуру прощания, ребенок будет встречать вас в хорошем настроении, а вам не придется чувствовать себя виноватой, убегая тайком.
Если вы чувствуете, что с какими-то проб­лемами не справляетесь, обратитесь к психологу — это тот возраст, когда еще многое можно поправить. Успеха вам!
 

Ирина ПИГАВАЕВА.