Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Индия, или Хрустальная мечта детства

Индия,  или Хрустальная мечта детства Колесо путешествий Индия

Индийские горбатые коровы. Фото автора


17

Есть у меня знакомый индиец. Зовут его Джиту, живет в Чебоксарах, женат на нашей соотечественнице. Невысок, белозуб, с хорошим чувством юмора, неплохо говорит по-русски. Любимый предмет его обсуждения — экономика, на родине Джиту окончил три курса экономического факультета университета. Меня же интересовали другие темы. Например, правда ли, что индийцы молятся 99 богам? “Скольки? Девяносто девяти? — удивился он. — Нет, их гораздо больше...”.

Вопрос о перерождениях
 Мой бывший одноклассник Александр, недавно побывавший в Индии, утверждает, что никогда не видел сразу столько уравновешенных и задумчивых людей, как здесь. Они будут говорить об инкарнации и реинкарнации, не раздражаясь из-за того, что русский собеседник в данном вопросе полный профан.
Друзья Александра в Индии верят, что прежде чем душа вселится в человека, она проходит 96 тысяч перерождений. Если согрешишь — попадешь в тело животного и будешь ждать еще столько же. Впрочем, существуют различные мнения на этот счет. Одни называют срок в 100 тысяч инкарнаций, другие просто замечают, что их “много, а сколько именно, надо спросить у брахмана”.
Вообще, в Индии все как-то очень приблизительно. Та же история со временем. Точного часа встречи с тобой никто не назовет. Скажут “около трех”, а сами придут в полчетвертого.
Воды священного Ганга
Единственное, в чем уверен Саша после поездки, так это в том, что Индия ему не понравилась. Он прямо так и сказал: “Объехал много стран, эта — единственная, вояж в которую не хотелось бы повторить”. А виной всему разбившиеся мечты. Если чего-то страстно желаешь, потом добиваешься этого, но все сбывается совсем не так, как грезилось, тут и настигает разочарование. Например, Александр мечтал когда-то, проснувшись, окунуться в воды священного Ганга... А потом до конца жизни рассказывать об этом детям и внукам.
С утра, едва открыв глаза, он поспешил к вожделенным водам. И что увидел? На Ганге оказалось весьма многолюдно. Молились, обратив взоры на восход, брахманы в оранжевых одеждах, неподалеку от них человек с подозрительно провалившимся носом стирал в реке свое бельишко. Здесь же корова задумчиво роняла свои лепешки на берег, в нескольких метрах от нее женщина с ребенком поглощали еду с пластиковой тарелки, поставленной прямо на землю. Кто-то   чистил зубы веточкой, другие стирали, задумчиво бродили по берегу или занимались иными делами.
Александр, не досмотрев, пулей вернулся в гостиницу. Впечатлительный, он на протяжении целой недели, что пробыл в Индии, не мог не то что купаться, но даже есть и пить.
Удивительно, как ловко Джиту переводил разговор на что-нибудь другое, едва я заикалась о бедности в Индии или грязном Ганге. “Хоронят ли в Ганге прах умерших? — переспрашивал он. — Ну да, а вот ты скажи мне лучше, сколько стоит арендовать метр прилавка, если торгуешь на улице?”.
Но вернемся к Гангу. Любой индус (к ним себя Джиту не относит) мечтает после смерти быть сожженным на берегу этой реки. Кремация стоит дорого, около тысячи долларов. Настоящая церемония — на костре — предусматривает использование сандалового дерева, для бедняков создан электрокрематорий.
Погребальные костры зажигают на закате. Нужно взять лодку за двести рупий (примерно 5 долларов) и поплыть к кострам. Те в два человеческих роста высотой. Вокруг шум, гвалт, крики “посторонись!”. Никакого страха или отвращения и в помине нет. Здесь же попрошайки. Им надо обязательно дать мелочь. Кроме того, нужно смотреть под ноги: и там и сям разбросаны коровьи лепешки.
За одной сценой сожжения Александр понаблюдал. Наверное, чтобы было о чем рассказать в старости внукам... А еще он участвовал в похищении... жениха.
 Странный народ
На северо-востоке Индии проживает народность гро. Здесь брачная инициатива исходит от девушки. Конечно, своего избранника она прежде где-то видела. Получив разрешение отца или ближайших родственников, девица поручает исполнительным молодым людям из деревни произвести захват жениха. На два дня молодых оставляют одних, и “настоящий мужчина” обязательно должен попытаться убежать хотя бы один раз. Только если он убежит три раза, от него отстанут. Говорят, браки, заключенные таким способом, особо прочны, хотя мужчинам приходится покинуть родную деревню, родителей, друзей.
У многих народностей се­веро-востока страны — дару, каси, джанти — есть правило: если молодой человек влюблен, то, чтобы доказать это, он отправляется работать на невесту. Трудится по дому, в поле, помогает отцу девушки. Не будет стараться — получит от ворот поворот.
Конечно, такое отношение к женщине в целом для Индии, скорее, исключение. Они страдают, если им не удается родить мальчика или если за нее дали мало приданого.
Однажды Александр услышал, как индийский студент, проходя мимо храма, просил у богов помощи. Звучало это примерно так: “Дорогой Хануман, попроси, пожалуйста, Раму, чтобы он передал Кришне, чтобы тот сказал Ганеше, чтобы я сдал экзамен”. “Это непонятный народ, — говорит юрист Саша, — в их законах ничего невозможно понять”. И привел такой пример.
Один садовник подал в суд на своих работодателей, которые его уволили... лет пятнадцать назад. И добился восстановления! Хозяева согласились с решением суда, но садовник не нравился им как человек. Тогда они просто стали платить ему зарплату, не поручая никакой работы. Индиец обиделся и снова побежал в суд. Работодателей обязали обеспечить садовника фронтом работ. Самое удивительное, те снова подчинились. Наверное, побоялись родиться в следующей жизни какими-нибудь бурундучками.
“Странный народ! — заключает Александр. — У нас многие согласились бы получать деньги и ничего при этом не делать”.
Тот самый слон, те самые коровы...
Индийских слонов время от времени пересчитывают. На каждого заведен паспорт, в котором указаны пол животного, примерный (или точный) возраст и особые приметы. Процедура переписи трудоемкая и дорогая. Впрочем, государство стремится держать под контролем не только численность слонов.
Храм богини Карни Мата в городе Деншок — не для слабонервных и впечатлительных девиц. В нем живут охраняемые законом и всенародной любовью... сотни крыс. Серые, белые, рыжие, с длинными голыми хвостами и острыми мордочками, они пользуются почетом и кормятся самыми изысканными лакомствами. Две семьи служителей постоянно живут в храме, чтобы круглосуточно “ублажать” грызунов.
А возник храм, по преданию, когда в Деншоке свирепствовала эпидемия. Родители, потерявшие детей, обратились к Карни Мата с просьбой заступиться за них перед Ямой, богом смерти. Та повелела построить храм, в котором делать подношения зверькам. “Тогда ваши дети вернутся к вам в образе крыс”, — сказала она. С тех пор женщины в сари, с выкрашенными хной ладонями и ступнями, мужчины в просторных белоснежных одеждах выкладывают на медные тарелочки рис, пшеницу, фрукты, сладости, цветы.
Говоря об Индии, нельзя не упомянуть знаменитых индийских коров. Они ходят, где им вздумается, залезают мордами в мусорные баки, переворачивают их и едят все подряд. Но коров никто не обижает. Даже если они встанут посреди дороги, никто не лупит их прутом. Скорее, скажут “кыш” на хинди, английском или каком-нибудь другом языке. К слову, только официальных языков штатов и отдельных территорий насчитывается 22, а есть еще и диалекты.
Ольга РЯБОВА.