Больше никакой “домашки” на ночь глядя...

Хочется, чтобы в новом учебном году хвататься за голову приходилось, только решая интересные задачки. Фото: Виктор Драчев / ТАСС
Интервью с замминистра просвещения России Ольгой Колударовой
Сколько времени дети должны тратить на выполнение домашнего задания? Как изменится школьное расписание в этом и следующем году? Это волнует школьников во всех уголках России, в том числе и тех, кто учится в Новочебоксарске. На все актуальные вопросы дает ответ замминистра просвещения России Ольга КОЛУДАРОВА. Поэтому мы и решили опубликовать ее интервью в газете “Грани”.
— Ольга Павловна, говорят, что система образования — одна из самых консервативных. Тем не менее, кажется, изменения в ней не прекращаются. Сейчас очередной серьезный поворот. Что главное?
— Россия сегодня входит в десятку стран мира по качеству образования. Мы создали все условия для функционирования суверенной системы образования, сформировали единое образовательное пространство, обновили стандарты, утвердили единые программы по всем предметам и единое поурочное планирование.
В 2022 году защитили предметы мировоззренческого цикла. По ним уже сейчас идет единое преподавание по всей стране. Это русский язык, литература, окружающий мир, история, обществознание, труд, география, основы безопасности и защиты Родины. Особое внимание уделено в этом учебном году снижению нагрузки на школьников и учителей. Отмечу, что все наши документы по нагрузке на школьников согласованы с Роспотребнадзором.
С 1 сентября ученики 6-7-х классов уже не будут изучать предмет “Обществознание”, в 8-х классах он на этот год пока останется. А вот со следующего учебного года “Обществознание” будут учить только в 9-11-х классах. Те часы, которые освобождаются, мы передаем в предмет “История”: если раньше было всего два часа в неделю в 6-8-х классах, то теперь три.
— Приказ № 704 Минпросвещения РФ теперь основной документ для всех, кто работает в школе?
— Да, он, по сути, завершает всю работу по созданию единого образовательного пространства, которую вело Минпросвещения по поручению Президента Владимира Путина. Это прежде всего единые стандарты и программы, единая система воспитания и профориентации, проверенные электронные образовательные ресурсы, совершенствование школьной инфраструктуры, поддержка педагогов, увеличение профильных классов по различным предметам.
Под программы мы разрабатываем сейчас новые государственные учебники и полностью несем за них ответственность. Сегодня во всех школах страны, во всех классах одинаковое содержание каждого предмета. А до 2020 года школы самостоятельно определяли, чему учить детей. Мы сделали акцент на развитие естественно-научных предметов. Без этого невозможно совершить технологический прорыв.
Вернули обязательное изучение физики, химии, биологии и основ черчения. До 2021 года в 10-11-х классах допускалось изучение вместо этих отдельных предметов так называемого интегрального курса “Естествознание”. Утвердили также программы для углубленного изучения естественно-научных предметов, и теперь углубленное изучение этих предметов возможно с седьмого класса.
— Это поможет повысить к ним интерес?
— Уже в этом году мы наблюдаем рост доли выбравших ЕГЭ по математике и естественно-научным предметам. Также зафиксирована тенденция роста количества участников ЕГЭ по сравнению с 2024 годом по физике, профильной математике, химии, биологии, информатике. Теперь выпускники не боятся идти сдавать химию, биологию, физику, потому что предметы преподаются по одинаковым программам. И есть прямая зависимость: растет интерес абитуриентов к поступлению в университеты на инженерные направления подготовки.
— Много внимания в документе уделено нагрузке на педагогов и школьников. Ее станет меньше?
— Установлены часы на выполнение домашних заданий. Они и ранее были предусмотрены и действуют в санитарных нормах. Но теперь это всё мы закрепили непосредственно приказом министерства.
Также зафиксировали количество контрольных работ — не более 10 процентов от учебного времени.
Синхронизировали программу ЕГЭ и ОГЭ с учебными программами, ведь теперь они единые, а значит, всё будет четко по содержанию. Надеемся, это позволит снизить массовость обращений к репетиторам.
— Наверное, самый чувствительный пункт в приказе — нормы выполнения “домашки”.
— Давайте сначала напомним эти нормы. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет:
- в 1-м классе не более одного часа,
- во 2-3-х классах — не более полутора часов,
- в 4-5-х классах — не более двух часов,
- в 6-8-х классах — не более 2,5 часов,
- в 9-11-х классах — не более 3,5 часов.
Это важно, потому что, безусловно, дети должны выполнять домашнее задание, но только так, чтобы оставалось время на досуг и отдых. А у старшеклассников — на подготовку к ЕГЭ.
Нормы эти в первую очередь для учителей. Ребенок переходит из класса в класс, добавляются предметы. И в зависимости от всего этого, а также от того, есть ли у него завтра контрольная, нужно ли подготовить объемный реферат, и необходимо задавать домашнюю работу. Учителям важно внимательно отнестись к детям и понимать, что есть задания и по другим предметам, соотносить нагрузку.
— Иногда “ДЗ” прилетает от учителя в электронный дневник часов в семь вечера. Это законно?
— Так быть не должно. И этот момент тоже прописан. Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать, во-первых, на текущем уроке. При наличии электронного журнала и дневника, а они используются сегодня практически в каждой школе, дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня. Это зафиксировано как раз для того, чтобы ребенок получал домашнее задание не на ночь глядя, а заранее, и чтобы родители тоже могли это видеть.
Для выполнения задания, требующего длительной подготовки: доклада, реферата, презентации — рекомендуется предоставлять достаточное количество времени. Нельзя требовать выучить на следующий день поэму, это недопустимо.
— Как школы смогут адаптировать единые программы под свои требования?
— Основной смысл единых программ — это прежде всего стандарт качества, которому должны соответствовать все школы нашей страны. Адаптировать федеральные программы школы могут через организацию углубленного изучения предметов, часы вариативной части учебного плана, внеурочную деятельность.
Основная цель этого документа связана с тем, что при переезде в другой регион или переходе в другую школу ребенок не меняет программу обучения и получает качественное образование по той же программе.
— Перед 1 сентября во всех родительских чатах всегда масса вопросов про учебники и учебные пособия. Нужно ли что-то докупать или всё предоставляет школа?
— По всем предметам, которые изучаются, школа предоставляет соответствующий бумажный учебник каждому ученику. Это гарантия государства. Единые государственные учебники доступны бесплатно и в электронной форме.
— Уже второй год старшая школа учится по единому учебнику истории. А что с другими?
— Действительно, с 2023-2024 учебного года 10-11-е классы изучают историю по новому учебнику. В этом году с 1 сентября мы начинаем работу по единым государственным учебникам истории для 5-7-х классов. На следующий год — для 8-9-х классов. То есть с 1 сентября 2026 года все школы нашей страны будут работать по единым государственным учебникам истории во всех классах.
Сейчас мы работаем над усовершенствованием федерального образовательного стандарта старшей школы, идет работа по формированию всей линейки государственных учебников по русскому языку и литературе.
— Учительская нагрузка во многом зависит не только от уроков и контрольных. Родители приходят с работы, и часам к девяти вечера на учителя начинают валиться вопросы в мессенджерах, уточнения, возмущения. Как защитить личное время педагога?
— Мы прорабатываем этот вопрос. Но уже сегодня при Министерстве просвещения создается совет по защите прав чести и достоинства учителей. Кроме того, в каждом регионе должна быть сформирована соответствующая комиссия.
Нужно бережно относиться к учительскому труду, потому что учитель — это главная профессия на земле.
Мария АГРАНОВИЧ
Печатается в сокращении, полный текст читайте в федеральном выпуске “Российской газеты” № 195 (9734).
От редакции
А с чем сталкиваются ученики новочебоксарских школ в реальности? Сколько на самом деле они тратят времени на выполнение домашнего задания? Мы ждем ваши истории на sergeev@grani21.ru.





