Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Зажигающая сердца детей

Подопечные Анны Захаровой — отряд “Короли” (ДОЛ “Волна”, 2014 г.) — изображают корону. Фото из личного архиваЗажигающая сердца детей Знай наших!

Подопечные Анны Захаровой — отряд “Короли” (ДОЛ “Волна”, 2014 г.) — изображают корону. Фото из личного архива

Фото Александра СИДОРОВАЗажигающая сердца детей Знай наших!

Фото Александра СИДОРОВА


0

В конце октября в Чувашии подвели итоги республиканского конкурса “Вожатый года-2014”.  На протяжении пяти месяцев за право называться лучшим боролись десять вожатых детских оздоровительных лагерей и студенческих педагогических отрядов региона. В результате этого почетного звания удостоена самая юная конкурсантка — студентка второго курса экономиче­ского факультета (специальность “Муниципальное управление”) ЧГУ им. И.Ульянова Анна Захарова.

В свои 19 лет она прошла серьезную теоретическую подготовку по организации отдыха детей и практику.
Кроме того, Аня занимается активной научной деятельностью — за ее плечами победы в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Участвует в творческих конкурсах, республиканских и вузовских мероприятиях, пишет стихи, песни и любит рисовать. Неоднократно она становилась стипендиатом Главы Чувашии. Но обо всем по порядку.
Когда в школе объявили о наборе на курсы вожатского мастер­ства, семиклассница Аня записалась на них одной из первых. Прошла обучение и тем же летом решила по­пробовать свои силы — стала помощницей воспитателя пришкольного лагеря. Эти каникулы ей запомнились особенно: в детстве она часто отдыхала в детском оздоровительном лагере, а тут оказалась по ту сторону баррикады и безумно влюбилась в эту удивительную профессию “вожатый”.
После 10-го класса Аня участвовала в проекте Всероссийского дет­ского цент­ра “Орленок” “Профессиональные старты”. Прошла стажировку и получила сертификат вожатого. А в сентябре этого года две недели провела на всероссий­ском съезде педагогических отрядов в Анапе.
— Первый вожатский опыт получила в ДОЛ “Звездочка” в 2013 году. Работала в паре с двумя бывалыми вожатыми. Нам вверили самый младший отряд.
Поначалу было страшновато — теория есть, а практика отсутствует. А тут такая ответственность: у маленьких детей каждые пять минут или что-то болит, или кто-то за косичку их подергал, толкнул, либо ребенок сам упал. Но, проработав смену, всему научилась — находить общий язык с деть­ми, управляться с ними, вовлекать в игры.
В этом году уже ехала без страха и опасений. Правда, не в “Звездочку”, а в “Волну” — лагерь моего детства, где провела не одно лето. Работала все четыре смены, и мне очень по­нравилось находиться в той безумно бешеной атмосфере. Получила столько положительных эмоций!
— Почему решила работать вожатой?
— Наверное, из-за любви к детям. С малых лет мечтала о братишке или сестренке, но в семье я единственный ребенок. Поэтому всю свою энергию направляла на двою­родных сестер и братьев: нянчилась с ними, играла, строила и командовала.
К тому же не люблю сидеть на месте. Для меня невыносимо провести лето в четырех стенах квартиры. Быть вожатой, на мой взгляд, это не столько работа, а скорее своеобразный отдых, хобби.
Именно поэтому, когда по окончании школы передо мной стоял выбор поступать на педагогиче­ский или экономический факультет, выбрала последнее. Хотя мои родители и бабушка по профессии педагоги и они считали, что я пойду по их стопам. Все взвесив, решила, что, безусловно, общаться, играть и проводить свободное время с детьми — это здорово, но посвятить свою жизнь преподаванию не готова.
— Существует мнение, что современные дети отличаются от предыдущих  поколений. На твой взгляд, какая она, нынешняя ребятня?
— Честно, неплохая. Она точно так же, как и мы в дет­стве, изучает мир, любит играть, прыгать, бегать, фантазировать. Сложность в том, что дети растут в век цифровых технологий и буквально не выпускают из рук телефоны, гаджеты. В повседневной жизни привыкают больше общаться в сети Интернет и меньше вживую, разве что в школе.
Из-за технологичности у них образовывается эмоциональный вакуум. А лагерь помогает детям отвлечься от компьютеров, онлайн-игр и учиться жить реальной жизнью. Через общелагерные мероприятия они преодолевают этот вакуум — знакомятся с новыми людьми, общаются с другими детьми, живут с ними в общей комнате. И вожатые, как правило, стараются отвлечь их различными играми на свежем воздухе.
— Наверное, дети неохотно слушаются молодых вожатых. Как находишь на них управу и справляешься с непослушанием?
— Это точно, особенно в первые дни. Тогда мы объясняем им правила лагеря. Например, что нельзя бегать во время тихого часа, после отбоя, а утром нужно заправлять кровать. Многие дети этого не умеют, так как дома за них все делают родители. Кстати, обо всем этом им рассказывают еще и в ходе общелагерной игры по станциям.
Кроме того, вечером каждый отряд проводит “Свечку”, где все делятся впечатлениями от прошедшего дня, а вожатые высказывают, какое поведение и чьи поступки их огорчили или порадовали. В завершение говорим: “Давайте проведем эту смену так, чтобы она нам запомнилась, и не будем вести себя плохо”. Как правило, действует.
Ну а самая идеальная система, на мой взгляд, это введение лагерных денег — “лавиков”. Есть как поощрение за что-то, так и штрафы. Маленьких детей жалко штрафовать, дело доходит до слез, поэтому с ними достаточно разговоров.
— Расскажи немного о конкурсе. Какие прошла испытания?
— Было несколько этапов. На первом мы готовили мини-фильм “Видеопортфолио” с рассказом о себе, работе в лагере, достижениях, результатах. Во втором разрабатывали задание на игру по станциям для команды детей, придумывали себе образ персонажа — ведущего игры, оформляли конкурсную станцию и проводили игру.
Этот этап для меня был, пожалуй, самым сложным. Хотя с оформ­лением трудностей не возникло, и меня даже похвалили. Станция называлась “Дорога цветов”. Пригодился опыт занятий в художественной школе и кружке “Дизайн”.
В финальном туре конкурсанты представили проекты методической разработки общелагерного дела. Я подготовила презентацию лагерного мероприятия “Человек без эмоций”, разработанного студенческим педотрядом “Волнари” для детского оздоровительного лагеря “Волна”.
— Ближайшие планы?
— Учеба в госуниверситете и Малой академии государственного управления, куда поступила недавно, и, конечно, работа вожатой в ДОЛ “Волна” в 2015 году.

  • Подопечные Анны Захаровой — отряд “Короли” (ДОЛ “Волна”, 2014 г.) — изображают корону. Фото из личного архива
  • Фото Александра СИДОРОВА