Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Виктор Бычков: Я не умею играть...

Виктор Бычков:  Я не умею играть... Чебоксарский международный кинофестиваль

Виктор Бычков

Виктор Бычков:  Я не умею играть... Чебоксарский международный кинофестиваль

Автограф


2

В рамках Чебоксарского международного кинофестиваля Виктор Бычков представил зрителям две кинокартины.

Одну из них в кинотеатре "Атал" — предназначенный для детской аудитории фильм “Дюймовочка”. Прежде чем выйти к мальчикам и девочкам, актер переоделся и предстал перед ними в образе экранного дяди Вити из передачи “Спокойной ночи, малыши!”: джинсы с подтяжками, узнаваемая футболка, залихватски повернутая задом наперед бейсболка и очки на носу...
Примерно в течение десяти минут дядя Витя общался с юными новочебоксарцами. Узнал, кто из них нынче окончил первый, второй и третий классы, а кто только собирается стать школьником. Поздравил с наступившим летом и каникулами, а также с фильмом “Дюймовочка”. Сообщил, что это одно из самых любимых произведений Хрюши, Степашки, Фили и Мишутки, передал от них привет. Виктор Бычков спешил на очередное мероприятие кинофестиваля, однако согласился дать журналисту “Граней” эксклюзивное интервью.
— Виктор Николаевич, если б существовала возможность изменить прошлое, от какой сыгранной роли отказались бы?
— Нет, ни от одной бы не отказался.
 — А какую роль сыграть хотите?
— Какую дадут. К сожалению, предложений сейчас поступает не очень много, если не сказать, что совсем мало.
— Правда, что сюжет “Кукушки” придумали сами?
— Да. Дело было в Финляндии. Первоначальная идея такова: 1939 год, встречаются русский и финский солдаты, они ненавидят друг друга, их примиряет женщина-карелка. Все трое говорят на разных языках, однако это не мешает им понять друг друга. Я подумал: а что, если поставить спектакль? Сюжет рассказал Рогожкину. Он написал сценарий фильма, лишь перенес действие в 1944 год.
— Многие известные актеры ставят театр выше кино. Согласны с этим утверждением?
 — Безусловно, к театру я отношусь уважительно. Вместе с тем полагать, что он “главнее”, неправильно. Так чаще говорят актеры, у которых в кино ничего не сложилось. Или очень мало сложилось. А потом все остальные начинают повторять сомнительную фразу.
Успех на театральных подмостках сам по себе совсем не гарантирует такой же результат на съемочной площадке и после, в зрительном зале кинотеатра. Это все же разные виды искус­ства. Хотя, к примеру, сам я актер синтетический, у меня в дипломе написано “актер театра и кино”.
— В одном из интервью актер Сергей Безруков заметил, что хотел стать ведущим передачи “Спокойной ночи, малыши!”, но пройти отбор помешала сыгранная им ранее роль бандита Саши Белого из “Бригады”. Не самый подходящий для подражания персонаж — егерь Кузьмич из “Особенностей национальной охоты” — не стал точно таким же препятствием для вас?
— Умение перевоплощаться — специфика нашей профессии, потому не думаю, что Сереже Безрукову могла помешать какая-либо из сыгранных им ролей. В это просто не верю. Другое дело, плотный гастрольный график, личные обстоятельства, другие жизненные коллизии... Да мало ли что могло повлиять.
— На официальном сайте актера Виктора Бычкова (http://viktorbychkov.ru) есть целый раздел с “рассКузиками”. Расскажите о них подробнее.
— Думаю, здесь мало что можно добавить. Это такие маленькие рассказы. Из-за того, что Кузьмич — рассКузики.
— У всех сыгранных вами персонажей даже в драматических ситуациях проявляется в характере такая ироничная нотка Кузьмича... Это задумка режиссера или ваше видение роли?
— Дело в том, что в самой жизни много смешного. Честно признаюсь, не умею играть. Мне дают роль, и ее я должен прожить. Даже Деда Мороза не могу изображать 12 раз в день. Играю его не больше чем на двух утренниках, потому что выкладываюсь. Во время записи “Спокушек” тоже очень устаю. Может, и есть люди, для которых съемки — это что-то легкое и воздушное... Я не из таких.
Юмористические нотки есть в любом из нас. Зачастую смех — един­ственное, что остается у человека, у которого отняли все. С другой стороны, я никогда не ерничаю. Например, в “Кукушке” Рогожкин отметал малейшие намеки на такое восприятие ситуации. В картине есть эпизод, когда мой персонаж моется в бане. Там я пою “На речке, на речке, на том бережочке...”. Это моя дань памяти Евгению Леонову. Однако режиссер убрал звук. Люди думают, что мой герой вздыхает, может, шепчет что-то про себя, а на самом деле поет песню.
— Участие в детской передаче вас изменило?
— Да, стал беспокойно спать.
Почему?
— Представляете, если я неправильно что-то скажу с экрана, а дети это запомнят и вырастут плохими? Конечно, я немного утрирую. Вот пройдет лет тридцать, приду я, трясущийся старичок, в кафе, попрошу налить чаю. “А сахар будете брать?” — спросят меня. — “Денег нет”. И я услышу: “Дядя Витя, я и бесплатно вас напою”. Вот как я должен играть сегодня.
— В детстве сами приникали к экрану, когда шли “Спокойной ночи, малыши!”?
— На самом деле я старый. Мне скоро 55, а “Спокушкам” — 45. Иногда, конечно, смотрел детские передачи, но именно эту нечасто, она рассчитана на более младший возраст.   
— В газетах и журналах писали, что перед рождением младшего сына отказались от многих вредных привычек.
—  Это правда. Еще до его рождения бросил курить, пиву теперь предпочитаю минералку. Сейчас Добрыне год и три месяца. Передачу “Спокойной ночи, малыши!” он смотрит с удовольствием. Очень радуется. Хотя папа на экране серьезный, а “вживую” все же более смешной.     
— В Чувашию приехали впервые? Каковы впечатления о Новочебоксарске?
—  Однажды проезжал мимо в Республику Марий Эл. Гнал на машине к моему другу в Йошкар-Олу. Успел заметить, что у вас самые злые гаишники. Деньги сразу требуют (штраф). Может, не надо было бумажник сразу доставать? Глядишь, поговорили по-человечески, может, и отпустили бы.    
Старушки у вас хитрые. Те, что вдоль дорог стоят, фрукты продают. Гляжу — целое ведерко одна предлагает, и стоит недорого. Оказывается, внутри емкости вставлено блюдце, и груш-то в нем совсем немного.
А еще — чувашские девушки очень красивы. Я, конечно, занят, но чье-нибудь счастье они могут составить.
— Сыгранные персонажи помогают в жизни, в отношениях с окружающими?
— Иногда. Из-за егеря Кузьмича меня раньше то и дело пытались напоить. Однако я научился не пить. Случается, помогает роль Картузова (Пшелты из “Кукушки”. — Прим. авт.). Да любая порой “выстреливает” из прошлого. Как произошло с ролью экскурсанта. Есть такой альманах “Исключение без правил”, на экраны он вышел в 1984-м. Оказывается, люди его еще помнят...
— Есть любимая роль?
— Любимая — та, которой живешь сейчас. И другой не надо. Ведь, согласитесь, что глупо будет, если сейчас у меня жена Полина, а я примусь хвалить, например, свою бывшую Наташу?
— Несколько слов о съемках в ленте “Чужие” Юрия Грымова, которая также представлена на Чебоксарском кинофестивале.
— Сначала я удивился, когда меня пригласил Юрий Грымов. В Санкт-Петербурге он 45 минут рассказывал, как писал сценарий, какие мысли хочет вложить в содержание картины... Мы были на этой встрече с Полиной. Ее поразило, что человек четко представляет, о чем будет кино.
Я снимался и все равно не понимал, зачем я Грымову. Постиг, только когда посмотрел фильм. Надеюсь, зрители его тоже оценят, если еще не успели этого сделать.

 

Наше досье
Виктор Бычков родился в 1954 году в Ленинграде. В 1982-м окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В кино дебютировал в 1980-м в роли призывника в фильме “Последний побег”. Начинал же после института как актер театральный. Играл в Государственном академическом театре им. Ленсовета, Театре комедии имени Н.Акимова, нескольких других.
Известен стал благодаря кинематографу, а именно роли егеря Кузьмича в комедийных лентах Александра Рогожкина “Особенности национальной охоты”, “Особенности национальной охоты в зимний период” и “Особенности национальной рыбалки”.
Признание зрителей и критиков заслужила картина “Кукушка” того же режиссера, где Бычков сыграл одну из главных ролей. В 2002 году фильм получил нацио­нальную премию “Золотой орел” в нескольких номинациях, в том числе и как лучший фильм года. Сам актер удостоен “Золотого орла” за лучшую мужскую роль, а также Государственной премии России.
Среди нескольких других заметных его ролей — бомж Померанцев из “Улиц разбитых фонарей” и “Убойной силы”, хорунжий из “Турецкого гамбита” (2005 г.), хирург из фильма “Чужие” (2008 г.). В 2005 году В.Бычкова пригласили стать постоянным ведущим детской передачи “Спокойной ночи, малыши!”, и он согласился.
 Женат третьим браком на театральном режиссере Полине Белинской. Сыновьям Федору двадцать лет, Добрыне один год. Дочери Арсении шестнадцать.

Отрывки из рассКузика о “раскорячке”, корове и Летчике
Помните эпизод с коровой, которую Кузьмич пытается переправить родственнику? “Раскорячились” все. Директору картины Михаилу Кирилюку пришлось “раскорячиться” и нанять на роль коровы аж трех буренок. Чтобы рогатые не отличались расцветкой и количеством пятен, художникам пришлось “раскорячиться” и перед съемками красить буренок гуашью...
...Для съемки перелета буренке пришлось отправиться в город Остров Псковской области, где находится реальный аэродром. Наши “раскорячились” перед руководством аэродрома, и нам разрешили снять настоящий действующий военный самолет Су. Вся группа “раскорячилась” и общими усилиями запихнула в бомболюк корову, с помощью маскировочной сетки ее удалось даже приподнять. Оператор тоже “раскорячился”, лег под самолет на спину и все снял. И только ноги буренки “раскорячили” уже на компьютере “раскоряченные” компьютерщики на своих “раскоряченных” компьютерах... Кстати, корова была беременна, родила хорошего теленка, назвали его Летчик.

РассКузик о “редких” именах
Меня и Полину многие отговаривали называть сына Добрыней. Мол, а вдруг он долго не будет “Р” выговаривать? К тому же непонятно, как его уменьшительно-ласкательно называть: “Добруша”, “Добрынька”? Но, главное, пугали, что его будут дразнить. Как именно, никто сказать не мог. Нас все эти “страшилки” не напугали, сынульку мы назвали, как и хотели, Добрыней. А еще нас насмешила следующая история, рассказала ее наша знакомая. У ее приятелей есть сынишка Емельян, примерно трех лет. Родители отдали Емелю в детский садик и через какое-то время интересуются у воспитательницы: не дразнят ли его дети за необычное имя? Воспитательница, хмыкнув: “Ха! А кто же будет его дразнить? Фрол, Фома, Епифан или Калистрат?”