В школах могут ввести регулярные

Прогноз погоды – от детсадовцев

Интерес к окружающему миру - врожденный. Фото из архива ДОУ № 27Прогноз погоды – от детсадовцев Знай наших! детский сад № 27 “Рябинка”

Интерес к окружающему миру - врожденный. Фото из архива ДОУ № 27

Занятия в лаборатории группы.Прогноз погоды – от детсадовцев Знай наших! детский сад № 27 “Рябинка”

Занятия в лаборатории группы.


0

Новочебоксарский детский сад № 27 “Рябинка” вошел в число победителей Всероссийского конкурса-смотра “Лучшие детские сады России — 2019”. В чем секрет успеха, нашему корреспонденту рассказали директор детского сада, почетный работник общего образования РФ Валентина Балукова и старший воспитатель Екатерина Федорова.

Чуваши — лучшие предсказатели
Всероссийский конкурс-смотр — возможность познакомиться с лучшими практиками дошкольного образования, результативными методами и технологиями. И конечно, продемонстрировать собственные достижения. А показать “Рябинке” есть что. В области познавательно-речевого развития детей педагогам детского сада № 27 удалось создать свое направление.
Еще в 1991 году в детском саду разработали и защитили авторскую педагогическую технологию. Ее цель — познакомить воспитанников с природой родного края через народные приметы чувашей.
— Над проектом “Прогноз погоды на основе примет чувашского народа” работала творческая группа в составе Татьяны Ефимовой, Наталии Русаковой, Людмилы Фоминой и Маргариты Михайловой. И что мы узнали? — говорит Валентина Балукова. — Оказывается, чувашский народ в Волго-Вятском регионе считался оракулом в части прогноза погоды. Он лучше и точнее остальных освоил признаки, подсказки природы, предсказывающие изменения погоды. В книге “Народные приметы и виды на урожай”, изданной в XVIII веке, мы нашли этому подтверждение. Автор пишет, что однажды в начале весны жители Казани ждали, когда же тронется лед на Волге. И решили узнать, что говорят об этом чуваши. То есть мнение наших предков ценилось, считалось экспертным.

Что синичка напоет
Зачем нужны приметы, когда сегодня Интернет выдает прогноз погоды на неделю и даже на месяц вперед? У воспитанников “Рябинки” и их родителей такого вопроса не возникает. Дело даже не в том, что все народные приметы работают и точно предсказывают перемены погоды, в этом дети и воспитатели давно убедились благодаря многолетним наблюдениям. Важно, что интерес к окружающему миру, родной природе, зародившийся в младшем возрасте, поможет дошколенку вырасти в любознательного школьника, а потом стать мыслящим взрослым человеком.
— На наш взгляд, приметы — источник мудрости народа. И дети с большим удовольствием изучают этот кладезь информации, — отмечает Валентина Балукова. — В каждой группе создана зона природы. Дети ведут индивидуальные календари, где фиксируют наблюдения. Родители поддерживают нас, благодаря их помощи наши воспитанники становятся участниками региональных конкурсов и научных конференций.
Начинать изучение народных примет советуют с наблюдения за птицами. Рядом с главным корпусом “Рябинки” живут синички, по их чириканью ребята научились определять, наступит ли скоро похолодание. Результаты работы воспитателей и их любознательных подопечных не пропадают даром: на сайте детского сада работает баннер, кликнув на который можно узнать прогноз погоды от дошколят.
— Раньше мы составляли только краткосрочные прогнозы на месяц, — отмечает Екатерина Федорова, — а недавно начали делать и долгосрочные, на сезон. К тому же решили поменять формат: от текстового перешли на видео.

Сохранили и преумножили
Творческий подход “Рябинки” и опыт по экологическому образованию по достоинству оценили коллеги.
— Педагоги, заложившие основы работы с детьми по этой технологии, уже не работают в детском саду, — продолжает Валентина Балукова. — И я вижу нашу заслугу в том, что мы сохранили традиции и наработанный опыт, развиваем это направление. Недавно наши педагоги разработали электронные игры, которые помогают детям изучать приметы. На каждую из них ребята с воспитателями сочинили рифмовку. Известно: то, что ребенок придумал сам, он запоминает намного быстрее. Наш педагог Татьяна Безрукова, активный участник творческой группы детского сада, победила во Всероссийском конкурсе имени Выготского и оборудовала на призовые средства в одной из групп лабораторию по изучению народных примет.
То, что ребенок получил такие знания и навыки в раннем детстве, особенно ценно, считают в детском саду.
— Детям нравится быть исследователями, экспериментаторами. Нам остается их поддержать, развить этот интерес. Уверена, наши выпускники продолжат вести наблюдения за природой и дальше, а кто-то всерьез заинтересуется изучением окружающего мира, пойдет в экологические кружки, школу дикой природы.

И роботов будем строить
В этом году коллектив детского сада получил опыт участия еще в одном профессиональном состязании — конкурсе “Лучшая инклюзивная школа Чувашии — 2019”. В призеры пока выйти не удалось, но новые знания пригодятся в дальнейшей работе.
— В одном из корпусов нашего комплекса проводится коррекционная работа с детьми, направляемыми к нам по решению психолого-медико-педагогической комиссии, — рассказывает Валентина Балукова. — Некоторые из впервые поступающих в такие группы детей вообще не говорят. За год специалисты и педагоги делают много для того, чтобы у ребенка сформировалась речь и он развивался как личность. Педагог-психолог и логопеды работают по проекту “Солнечное здоровье”: проводят твист-гимнастику, закаливающие процедуры. Также ребята участвуют в театральных постановках, благодаря чему развиваются не только речевые навыки, но и коммуникабельность, артистизм, волевые качества.
Также в этом году детсад № 27 стал победителем республиканского конкурса среди образовательных учреждений, использующих инновационные программы, и получил грант в размере 200 тысяч рублей.
Среди планов на ближайшее будущее — освоить новое направление в образовании детей. На призовые средства приобретут все необходимое для обучения детей робототехнике.  
— Успехи нашего коллектива во многом заслуга директора детского сада, — говорит Екатерина Федорова. — Она умеет мотивировать нас, педагогов, на профессиональный рост, создает творческую атмосферу, в которой приятно работать и учиться новому.

***

Интерес к окружающему миру прививается с детства. Во время прогулок ребятишки внимательно рассматривают опавшую листву, кору деревьев и передвижения муравьев, потому что знают:
• птицы — прекрасный объект для наблюдения. Например, если зимой птицы не боятся людей, садятся на кормушки, не дожидаясь, пока человек отойдет подальше, то это значит, скоро будет метель или сильный мороз. Ну, и каждый знает, что летом ласточки и стрижи летают низко перед дождем;
• растения — надежные помощники в деле предсказывания погоды. К примеру, одуванчик раскрывается к хорошей погоде, а закрывается к дождю. А в детском саду № 27 все знают, что если рябины много уродится, значит, быть морозной зиме. А наблюдать за этим родом древесных растений воспитанникам — одно удовольствие: рябиновая аллея на территории садика радует глаз;
• насекомые, как заметили наши предки, тоже неплохо предсказывают погоду. Например, если в воздухе появилось много насекомых одновременно, то ждите потепления. Также определить прогноз можно, положив божью коровку на руку. Улетит — день будет солнечным и теплым. Если же насекомое старается спрятаться в ладонях, ждите дождя.

***

Занятия в лаборатории позволяют воспитанникам детсада получить первые знания о физической природе погодных явлений.
А еще в детском саду “Рябинка” есть:
• Буккроссинг, или книгообмен. В каждой группе установлен стенд, где ребенок может оставить книгу, которую прочитал, и взять другую, оставленную товарищем по группе. Книговорот помогает продвигать чтение среди детей, считают педагоги. Инициатором этого проекта в детском саду стала Наталия Колыванова, главный редактор газеты “Грани”.
• Уроки в музее. Начиная с пяти лет дети раз в месяц ходят на занятия в музей. Педагоги отмечают, что их воспитанники в итоге чаще приходят в музеи с родителями, знакомятся с экспозициями более осознанно, чем те, кто бывает на музейных выставках изредка. 

  • Интерес к окружающему миру - врожденный. Фото из архива ДОУ № 27
  • Занятия в лаборатории группы.