Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

...Получился человечек

...Получился человечек Советует психолог

...Получился человечек


0

Все дети очень любят рисовать. Дайте только ребенку в руки карандаши или краски и научите его пользоваться ими, и он с удовольствием начнет творить. А знаете ли вы, что рисование не только способствует развитию малышей, но и помогает родителям узнать свое чадо лучше. Ключ к пониманию его внутреннего мира — рисунок.

“Почему мой сын рисует только монстров?” — задается вопросом мама пятилетнего сына в кабинете психолога. Ее озабоченность вполне оправдана — возможно, у ребенка психологические проблемы или задержка в развитии.
Рисовать ребенок начинает в возрасте около двух лет. Первые рисунки — это штрихи и каракули. Это нормально, ведь он еще не осознает себя в этом мире. Нарисованные позднее круги и замкнутые линии подтверждают формирование в сознании ребенка образа себя.
В три года дети учатся изображать примитивную фигуру человека, подрисовывая к овалу руки и ноги в виде палочек, пытаются изобразить черты лица, волосы.
Рисунок четырехлетнего малыша отличается правильностью расположенных частей. Он сначала придумывает, а потом рисует.
Нарисовать детали — форму носа и рта, пальцы на руках — ребенок способен к шести годам. Семилетние дети обязательно рисуют волосы, шею, одежду человека. Рисунок дошкольника схематичен.
Пластичность в рисунке появляется к десяти годам, когда в соединении деталей исчезают углы и ненужные черточки. Дальнейшее развитие способностей к рисованию прекращается к 13 годам, если дети не посещают специальные занятия.
Такая последовательность в развитии рисунка обязательна для всех детей. Ошибки и искажения говорят о проблемах в психиче­ском развитии ребенка или о его социальном неблагополучии.
Так на что необходимо обратить внимание, чтобы правильно расшифровать детский рисунок?
Начнем с того, что лучше всего для анализа подойдет изображенный ребенком образ человека.
l Доверьтесь первому впечатлению. Какие чувства вы испытываете: радость, страх, спокойствие, волнение? Так сможете определить эмоциональное состояние малыша в момент рисования.
l Обратите внимание, какие цвета присутствуют в рисунке. Если преобладают темные, возможно, ребенок кем-то обижен или испытывает физическое недомогание.
l В рисунках малыша, испытывающего повышенную тревожность, много исправлений, стирания прежних линий, лишние штрихи. Очень большие глаза и густо заштрихованные зрачки подтверждают, что автор рисунка, возможно, испуган.
l Примитивность рисунка без необходимых по возрасту деталей и слабый нажим могут указывать на физическую слабость или эмоциональную неустойчивость малыша.
l Мелкие детали, размещенные с одной стороны листа бумаги, указывают на неуверенность и скованность.
l Символы агрессии: оружие, четко прорисованные зубы и ногти, устрашающие позы говорят не столько о враждебности, сколько о потребности ребенка в защите.
l Чем больше ярких цветов, тем впечатлительнее и эмоциональнее натура “художника”. Один-два используемых цвета сообщают о недостатке положительных эмоций. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение, которое поможет растолковать психолог.
Не торопитесь с выводами!
Нужно понимать, что подобный анализ детского рисунка возможен с 4-5-летнего возраста, когда у ребенка сформирован навык рисования. Нельзя предъявлять к дет­скому творчеству высокие требования. Каждый малыш имеет индивидуальные способности к рисованию.
Помните, что анализ рисунка — сложная задача. Не делайте категоричных выводов, не ставьте ребенку диагнозов, не объявляйте ему о своей тревоге по этому поводу.

  • mini_4af17292dec1b2101366247e33007e3c.jpg