Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

К солнышку лучики прикрепляя

К солнышку  лучики прикрепляя В гости в детский сад

Ольга Бычкова показывает на примере лягушки, как нужно работать языком.

К солнышку  лучики прикрепляя В гости в детский сад

20 марта в детском саду проводился день птиц, и этих журавликов из теста дети лепили сами. Фото Валерия Бакланова.


28

Проходя по группам, музыкальному и физкультурному залам, кабинетам логопедов в сопровождении Марины Андреевой, заведующей детским садом № 14, я думала: вот именно такой должна быть атмосфера в дошкольном учреждении.

Когда-то, на заре своей педагогической деятельности, я зачитывалась трудами известного педагога Шалвы Амонашвили, который прежде всего создавал радостную атмосферу в детском коллективе, а потом уже и воспитывал, и учил. Простой пример: над входом в школу, работающую по его системе, вместо традиционного “Добро пожаловать!” висит “Школа вам рада”.
Зеленый крокодил, растянувшийся на участке для прогулок в 14-м и забавный паровозик (все из снега и раскрашено), в коридорах то тут, то там смеющееся личико на фотографии, персонажи из сказок, вылепленные из теста.  Все это ради детской улыбки, душевного комфорта малышей.
Многие ли родители знают, что такое фонематический слух и артикуляция, или что, развивая мелкую моторику рук, воздействуют на речь ребенка? А вот те, что водят своих детей в четырнадцатый, знают. Садик — специализированный, логопедический, и здесь учат правильно говорить.
В 1996 году появилась первая коррекционная группа, а с 2000-го таковыми стали все шесть. На весь садик 60 малышей, по 10 в каждой группе, с ними работают шесть учителей-логопедов. Они учат слушать и слышать звуки, ну и, конечно, правильно произносить их. У каждого ребенка есть тетрадь, в которую записываются задания для него лично. Вот тут и встает вопрос перед каждой мамой: посвятить ли вечер занятиям или, включив мультики, ринуться на кухню.
Каждую неделю в садике меняется тема, которая изучается углуб­ленно. Дети из старшей группы хором прокричали мне, что стекла вставляет стекольщик, а дом проектирует проектировщик. На этой неделе они поговорят о профессиях. На данную тему будут и рисунки, и конкурсы. В подготовительной группе, разумеется, играют в школу.
Традиционно в сентябре в садике проходит собрание для родителей, которое отличается от тех, к каким мы привыкли, меньшим официозом и непритворной серьезностью. Для некоторых мам и пап было откровением услышать: “Мы хотим вас получше узнать, нам с вами вместе работать”. А потом разбили их на пары, за несколько минут они должны были узнать о своем собеседнике, которого видят впервые в жизни, как можно больше и рассказать о нем. Так воспитатели и логопеды познакомились с родителями, послушали их и дали шанс познакомиться между собой.
В каждой группе для пап и мам создан специальный уголок, где они могут найти нужную информацию. Наиболее добросовестные ходят в садик с ручкой и блокнотом. Для детей — уголок логопеда, где проходят занятия. 
В детском саду развивают и дыхание. “Правильное дыхание — залог правильного произношения”, — говорит заведующая. Мне понравились вертушки, карусели, на которые надо дуть. Бумажная фигурка лыжника вообще привела в восторг. Дуешь ему в спину — он едет. Сделала его Ольга Павловна Бычкова, логопед. Она же придумала лягушку-рукавичку с открывающимся ртом, языком — игрушка показывает упражнения для губ и языка. А как дети Ольгу Павловну любят! Девочка Соня при виде логопеда бросила свою бабушку и повисла у нее на шее, как будто за день не наобщались.
А еще в садике много игрушек, развивающих пальцы. “Речь ребенка находится на кончике пальцев”, — привела высказывание Л.Толстого Марина Петровна. Вот солнышко из картона. На него дети прикрепляют прищепки-лучики (это требует усилий), по тому же принципу — колючки к ежику или елке. Большинство пособий изготовлено воспитателями.
О специальных упражнениях для постановки звуков и формирования слоговой структуры слов рассказала специалист высшей категории Татьяна Дмитриевна Диомидова. “Несложно поставить звук, — говорит она, — труднее его автоматизировать, запустить в речь. А как развита речь, так и мышление. К сожалению, в городе много детей с задержкой речевого развития”.
На всех логопедов не хватит, но заниматься с ребенком можно и дома. “Если мама печет пирог, — говорит Марина Петровна, — пусть даст кусочек теста малышу, он поразвивает пальчики”. Пригодятся и следующие идеи: берете обыкновенную щетку для волос и массируете малышу ладони. Можно делать массаж и грецким орехом. Пластмассовая решетка из тех, что у всех есть в хозяйстве, тоже пригодится: по ней в определенном направлении можно “ходить” пальцами. Цветные пробки от пластиковых бутылок — для выкладывания узора. Любой рукав можно приспособить, засунув в него фигурку, которую нужно узнать на ощупь. Это для развития сенсорных ощущений.  А свистульки, дудочки — для дыхания. Все это не требует особых затрат, но очень действенно.
В четырнадцатом есть зимний сад, где дети ухаживают за растениями. Есть избушка на курьих ножках, как в сказке, и облако с птицами (последнее для развития дыхания). Здесь малыши лепят из соленого теста и участвуют во множестве других занятий, развивающих речь. У них есть лягушата и лыжники, и зеленый крокодил, прилегший среди зимы там, где гуляет малышня. А еще Ольга Павловна, или Марина Петровна, или Татьяна Дмит­риевна, или кто-то еще из работающих там, к кому можно прибежать и повиснуть на шее. Все это вместе и создает неповторимую атмосферу счастливого детства.
Ольга РЯБОВА.