Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Если играть в кино формально, то не стоит и сниматься

Если играть в кино формально,  то не стоит и сниматься Чебоксарский международный кинофестиваль

Актер, режиссер, сценарист, продюсер, член Американской киноакадемии Родион Нахапетов. Фото Валерия Бакланова..


2

С народным артистом России Родионом Нахапетовым мы познакомились на Чебоксарском международном кинофестивале. Родион Рафаилович возглавлял жюри конкурсных игровых фильмов. От кинофорума, гостеприимных хозяев, прекрасной столицы Чувашии, где побывал впервые, у него остались самые теплые впечатления. Ими известный артист охотно делился на встречах со зрителями, журналистами. Рассказывал и о собственной творческой судьбе: сыгранных ролях, поставленных фильмах, планах.

В биографии Нахапетова много ярких страниц, оставивших след на всю жизнь. Он из поколения, родившегося в грозные годы войны, впитавшего это страшное время с молоком матери. Мама Нахапетова — Галина Анатольевна Прокопенко — была членом подпольной организации “Родина” (отсюда и имя Родион, которое она дала сыну), действовавшей на Украине. В январе 1944-го за несколько дней до рождения первенца храбрая женщина перешла линию фронта по заданию. Родион провел с матерью в подпольной организации до самого освобождения Украины, до осени 1944 года. И по праву считает себя участником войны. Сейчас Нахапетов мечтает снять большую картину о своей маме, подпольщиках, о поколении людей, жертвовавших собой ради спасения Родины.
В послевоенные годы они жили в небольшом городке Пятихатки. Мама преподавала в сельской школе, потом тяжело заболела и слегла. Родиона родственники определили в детский дом, там он пробыл два года. Но постепенно жизнь наладилась: мама поправилась, и они переехали в Днепропетровск. Здесь Родион стал посещать драматический кружок при Дворце культуры. Участие в спектаклях, встречи со звездами кино — Мариной Ладыниной, Борисом Андреевым, Сергеем Бондарчуком — повлияли на выбор будущей профессии.
Окончив школу, Родион поехал в Москву по­ступать во ВГИК. Экзамены принимал маститый режиссер Сергей Герасимов. Ему очень понравилось, как юный абитуриент прочитал отрывок из повести “Детство” Максима Горького. Так шест­надцатилетний Нахапетов стал студентом первого курса актерского факультета. Преподаватели отмечали вдумчивого молодого человека, учившегося хорошо. На экране он впервые появился в картине Василия Шукшина “Живет такой парень”. Небольшая роль не осталась незамеченной: ее отметили и зрители, и кинокритики.
К моменту окончания института Родиону по­ступило предложение от опытного мастера Марка Донского исполнить роль молодого Ленина — Владимира Ульянова в дилогии “Сердце матери” и “Верность матери”. Картины принесли известность Нахапетову. Он вспоминает, что было необычно интересно работать над ролью — от гимназиста до уже сложившегося мужчины. “Хотел все узнать, сыграть по-своему, не как другие до меня, — рассказывает актер. — Я обложился книгами, смотрел кинохронику, фотографии. Все для того, чтобы исполнить образ точно, правдиво. Долго тренировался, научился картавить, как Ленин”.
С этим дефектом речи позже произошел забавный случай. Прошел почти год после выхода фильмов на экраны, Нахапетов снимался в картине “Пароль не нужен” по повести Юлиана Семенова, исполнял роль разведчика Максима Исаева, будущего героя “Семнадцати мгновений весны”. В одной сцене надо было о чем-то горячо спорить, доказывать. Эпизод отсняли, Родион остался собой доволен. Тут подходит режиссер, спрашивает: “Слушай, а почему ты стал картавить? В сценарии же этого нет”. Родион Нахапетов говорит, что так нередко происходит с актерами, отдающимися роли без остатка. Созданные образы становятся частью жизни, напоминают о себе. Если играть в кино формально, то не стоит и сниматься.
Кумиром нескольких поколений Нахапетов стал с появлением картин “Нежность” и “Влюбленные”. Удивительно трогательные, проникновенные, добрые. Сам актер о творческом союзе с режиссером Эльёром Ишмухамедовым, начавшемся еще в студенческие годы, рассказывает: “Мне в фильмах не нужно было никого играть. Все это было, как и у героев, в моей юности и молодости: и дружба, и первая любовь, и расставания”.
— Родион Рафаилович, актерская карьера складывалась очень успешно. Много снимались, и у самых известных режиссеров. Но неожиданно решили переквалифицироваться, поступили вновь во ВГИК, уже  на режиссерский факультет. Учиться, имея имя в кино, обязательно?
— Просто я решил не рисковать, не повторять ошибок коллег по цеху, берущихся не за свое дело, не имея подготовки, потому и сел за парту. И пять лет добросовестно постигал новую для себя профессию. Снимать хотел давно, еще со времени работы с Марком Донским. Он относился ко мне, как к сыну, и позволял находиться рядом с ним на съемочной площадке. Я смотрел, запоминал. О кино Марк Донской знал все.
Дипломную короткометражку поставил по повести известного американского писателя Рея Брэдбери “Вино из одуванчиков”. Книга тогда только появилась в русском переводе, я был сильно впечатлен историей жизни обычного человека, до глубокой старости сохранившего оптимизм, чув­ство юмора. За несколько дней написал сценарий, фильм снял в музыкальном жанре. Одного из героев исполнил блистательный танцор Махмуд Эсамбаев, за кадром пела будущая звезда эстрады Валентина Толкунова. Дипломную работу оценили на пять.
Не так давно я познакомился с Брэдбери, ему скоро девяносто. Моя жена и менеджер Наталия Шляпникофф, не поставив о том в известность, показала тот наивный студенческий сценарий Брэдбери. Узнав, я готов был сгореть от стыда. Но писателю понравилось, он предложил поставить большую картину по повести. Сейчас заканчиваю писать сценарий. Это будет американский фильм.
— Через все ваше творчество проходит тема любви. Что такое настоящая любовь в понимании Родиона Нахапетова?
— Для меня всегда важно, как связывает это чувство совершенно разных людей, как меняет их, что привносит в их отношения. Первая история, которую я рассказал на экране, была история маминого дяди, который вдруг неожиданно для близких переехал из города в деревню, влюбившись в женщину, жившую там, а переехав, изменился абсолютно, превратившись из город­ского интеллектуала в обычного провинциального жителя. Его при этом считали несчастливым, а он был счастлив, потому что счастливым его делала большая любовь. Фильм назывался “С тобой и без тебя”, в нем сыграли в то время начинающие актеры Марина Неелова и Юозас Будрайтис. Актеры, несмотря на то, что были городскими жителями, очень органично вписались в свои образы. Картина получила призы на международных кинофорумах в Белграде и Брюсселе.
Фильм “На край света” тоже рассказывает о любви, о том свете, которым она освещает жизнь. У фильма был трудный путь выхода на экраны. Он подвергся многочисленным правкам, тем не менее имел успех. Эта же тема раскрывается в телефильме “Не стреляйте в белых лебедей” по повести Бориса Васильева. В нем снялись Стани­слав Любшин и Нина Русланова. Картина о человеке, который долго искал свое место в жизни и, к неудовольствию близких, наконец нашел его. Полностью отдавшись работе егеря, который пытается в одиночку бороться с браконьерами… Фильм, с трудом пройдя цензурные преграды, вышел на киноэкраны, и зрители его оценили.
— Говорят, что в своих картинах принципиально не снимались как актер. Почему?
— Став режиссером, себе наказал не сниматься в своих фильмах. Я не знаю, почему так решил, но тем не менее это сделал. Возможно, потому, что мне посчастливилось работать с удивительными актерами, с целым созвездием талантов: Смоктуновским, Гриценко, Соловей, Глаголевой, Адомайтисом и многими другими.
— А из сыгранных какая роль наиболее близка?
— Сложно что-то выделить. Интересно было сниматься в ленте Витаутаса Жалакявичюса “Это сладкое слово — свобода”, где я исполнил роль темпераментного революционера, в драме Никиты Михалкова “Раба любви” — в роли кинооператора Виктора Потоцкого, в киноповести Семена Арановича “Торпедоносцы” — в роли морского летчика. За последнюю работу в числе других участников съемочной группы удостоен серебряной медали имени Довженко и Государственной премии СССР.
Я благодарен тем положительным образам, сыгранным в кино, которые в итоге сделали из меня неравнодушного человека.
— Как сложилась творческая судьба в Америке?
— Я поехал  в США летом 1988 года по приглашению знакомого. К тому же кинокомпания “ХХ век Фокс” купила мой фильм “На исходе ночи” для проката. Около двух лет работал в кинокомпании сценаристом. Другая страна, другие правила, отношения между людьми — привыкал, обживался трудно. Сейчас это уже давно позади. Есть дом в Лос-Анджелесе, семья. С первой женой Верой Глаголевой мы расстались, но отношения дружеские сохранили. Наши дочери Анна и Маша уже взрослые. Анна — балерина, танцует в Большом театре, Маша учится в Штатах в компьютерной школе, а младшая Катя — дочь моей второй жены Наталии Шляпникофф — учится в университете. Недавно я стал дедушкой — Анна подарила мне внучку. Самое счастливое событие в жизни.
В Голливуде мы с Наталией в 1995 году организовали свою кинокомпанию, открыли киноакадемию для молодых американских актеров.
За двадцать лет в США снял десять художе­ственных и короткометражных документальных фильмов. Но вместе с тем никогда не терял связей с Россией и остаюсь русским человеком.
— В Голливуд стремятся многие россий­ские актеры, но очень редко можно встретить их имена в титрах американских фильмов.
— Проблема прежде всего в незнании языка. Не разговорного, а исконно американского. Без этого трудно получить хорошую роль. Актеры, говорящие с экрана с акцентом, американцам просто не  нравятся, как бы замечательно они ни играли. С другой стороны, нашим актерам, воспитанным на литературе Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Вампилова, сложно перенять игру американской актерской школы. Культура иная. Тем не менее в США снимаются многие россий­ские актеры — в эпизодах, массовых сценах. И довольно регулярно.
— Американцы ходят в кино?
— Там нет таких огромных кинозалов, как у нас. Пятнадцать-двадцать человек на сеансе считается хорошим показателем.
— С кем из соотечественников поддерживаете в США дружеские отношения?
— Перезваниваемся с Еленой Соловей. Я ее очень ценю, она замечательная актриса. К сожалению, почти нет возможности встретиться. Она живет на северо-востоке, а мы на побережье Тихого океана — на западе. Пять часов лету на самолете. Но часто вижу Олега Видова — нашего “Всадника без головы”. Он снимается, и успешно. Остается таким же красавцем мужчиной, несмотря на возраст.
— Вы основали благотворительный фонд помощи больным детям России. Расскажите об этом.
— В 1993 году однажды в нашем доме в Америке ночью раздался телефонный звонок. Взволнованный мужчина сообщил, что он из России, у него умирает шестимесячная дочь Анечка, нужна срочная операция на сердце. Я спросил, почему позвонил мне. Он ответил: “А вы таких хороших героев играли в кино, я подумал, вы и в жизни такой же, не откажетесь помочь людям, попавшим в беду”. Мы с женой нашли кардиолога, он вызвался сделать операцию бесплатно. Оформили приглашение родителям с больной в США. В общем, Анечку спасли.
Но последовали новые звонки с такими же обращениями. Пришлось создать фонд. И помощь больным детям стала едва ли не главным смыслом жизни. В начале работы мы возили детей в Америку, потом наоборот, американских врачей в Россию. Из Калифорнийского университета как-то раз приехали 25 врачей с лекарствами и дорогостоящей аппаратурой. Прооперировали десятки больных в Москве, Казани. Но затем мы стали сталкиваться со множеством бюрократических препон. Теперь ни с какими деньгами категориче­ски не связываемся. Смысл сегодняшней деятельности фонда — мост дружбы, помогаем врачам и пациентам находить друг друга.
— Свою книгу воспоминаний назвали “Влюбленный”. О чем она?
— В этой книге я попытался рассказать о своей жизни, о людях, которые меня окружали, встречах и расставаниях. О влюбленности в Россию, Америку, в кино, литературу, музыку. Америку, в которой с годами во многом разочаровался.
— Что придает силы?
— Семья, дети. Надежда, которую не потерял. Завершена работа над новым фильмом, его название — “Заражение”. Драматическая история учителя, попавшего в сложную ситуацию. Место дей­ствия — Россия, наше время. Одну из главных ролей сыграл американский актер Эрик Робертс.
Есть много планов: снять картину о 90-х годах прошлого века — трудных, сложных, еще об обороне Москвы. Военная тема остается для меня очень важной.

Комментарии

Изображение пользователя Гость.

Все-таки не очень ясно, какой замысел для режиссера самый важный. Прошлое или настоящее, война или 90-е, Бредбери или "Чехов, Тургенев".