Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Деловые стандарты” “Новэка”

© Коллаж Валерия бакланова“Деловые стандарты” “Новэка” Новэк

© Коллаж Валерия бакланова


0

Ситуация вокруг взаимоотношений ООО “Коммунальные технологии” и ООО “Управляющая компания “Новэк” могла бы остаться на уровне спора двух хозяйствующих субъектов, если бы не одно но. Речь в данном конфликте идет о жизненно важном для новочебоксарцев ресурсе — тепловой энергии. В том, чтобы она бесперебойно поступала в жилые дома в период отопительных сезонов, должны быть заинтересованы все стороны. Но так ли происходит на самом деле? Рассмотрим некоторые ключевые моменты.

Обычная нерасторопность или...
О том, что жителей Новочебоксарска пугают “Коммунальными технологиями”, которые якобы не желают подавать тепло в дома, обслуживаемые УК “Новэк”, говорили давно. Многие помнят, что еще в прошлом году в начале отопительного сезона управляющая компания попыталась свой конфликт с ресурсоснабжающей организацией (из-за неоплаченных счетов за тепло) вывести на политиче­ский уровень.
И тогда, и нынешней осенью в УК предпочитали не упоминать, что батареи в квартирах многих горожан оставались холодными только по одной причине — ряд жилых домов, которыми управляет “Новэк”, не имел допуска на подачу тепловой энергии. Одним словом, УК своевременно не подготовилась  к отопительному сезону.
Генеральный директор ООО “Коммунальные технологии” Юрий Алексеев еще в начале октября 2012 года на встрече с журналистами объявил, что никакой мести в отношении должников на начало отопительного сезона не будет: “Если где-то тепло еще не подано, это может быть связано лишь с готовностью самих объектов его принять”.
Нерасторопность в исполнении своих обязанностей “Новэком” можно было бы списать на то, что УК обслуживает огромный жилой фонд (217 из 522 домов в Новочебоксар­ске). Отчего же тогда ООО “УК ЖКХ”, обслуживающее 157 домов, успело подключить все к 12 октября, а “Новэк” не справился и к 15-му? Почему из первой частной компании в “Грани” не поступило ни одной жалобы, а из второй более десятка? Это главные вопросы, которые мы хотели бы задать руководству “Новэка”. 
Секрет неуспеваемости
Госжилинспекция Чувашии разработала критерии оценки эффективности деятельности управляющих компаний, действующих в нашей республике. Среди основных показателей количество поступивших жалоб, обращений граждан по фактам неудовлетворительной работы управляющей организации, выявленных нарушений, выданных, а также неисполненных предписаний.
Кроме того, имело значение, привлекались ли должностные лица и организации к административной ответственности, насколько соблюдены стандарты раскрытия информации о деятельности организации, имеет ли она долг перед ресурсо­снабжающими организациями, как собирает платежи с граждан.
На основе этой информации был составлен рейтинг из 119 управляющих организаций Чувашии. Думаю, многие уже догадались, что замыкает список с минимальными десятью баллами ООО “УК “Новэк”.
Хотя читателям газеты “Грани” этот рейтинг ничего нового не сообщил. Новочебоксарцы еще помнят историю с прежним руководителем управляющей компании, который в этом году  был осужден за совершенное им уголовное преступление. Именно в период его руководства “Новэком” “Коммунальные технологии” недополучили около 80 миллионов рублей, собранных с населения для предполагаемого перечисления ресурсоснабжающей организации. Куда бы они могли деться?
Долг платежом красен
Рассмотрим схему поставки тепла населению.
В Новочебоксарске почти все дома получают тепло, выработанное на ТЭЦ-3. ОАО “ТГК-5” за деньги отпускает ресурс “Коммунальным технологиям”, которые в свою очередь доставляют тепло до жилых домов и продают его управляющим компаниям и ТСЖ. Вырученные средства идут в первую очередь на реконструкцию и капитальный ремонт подземных коммуникаций (это весьма затратная статья расходов).
Понятно, что отказ УК расплачиваться за поставленный ресурс может привести, с одной стороны, к проблемам в расчетах с энергетиками. С другой, не вложенные вовремя в ремонт труб миллионы рублей могут аукнуться впослед­ствии экстремальными ситуациями и аварийными отключениями тепла и горячей воды.
Правда, в нашем городе подобные предположения звучат фантастически, поскольку уже свыше двадцати лет сколь-нибудь серьезных происшествий на теплосетях просто не случалось. И это явная заслуга новочебоксарских теплосетей. Впрочем, современная история России знает и противоположные примеры.
Но не сгущают ли краски “Коммунальные технологии”? Так ли серьезна проблема? Обратимся к цифрам.
На 1 октября 2010 года задолженность “Новэка” за тепловую энергию, по данным, предоставленным в ресурсоснабжающей организации, составляла порядка 68 миллионов рублей. К 1 апреля 2011 года она выросла до 130 миллионов рублей, на 10 октября 2012-го уже превышала 233 миллиона рублей. Впрочем, эту сумму в “Новэке” не признают.
В результате Новочебоксар­ские тепловые сети ООО “Коммунальные технологии” оказались в непростой ситуации: отключить должника от системы теплоснабжения по Жилищному кодексу РФ ресурсоснабжающая организация не имеет права, но и заставить этого должника погасить задолженность тоже не может. Таким образом, “Новэк” на протяжении нескольких лет получает “бесплатное” тепло. Но было ли оно таковым для жильцов?
Контраргументы
Представьте ситуацию: в квартире жильца температура ниже положенных минимальных 18 градусов. Возмущенный “некаче­ственным” теплом, он полностью отказывается платить за отопление и даже находит понимание в суде.
“Бред, абсурд. Такого не может быть, — возразят на это специалисты. — Нужно вызывать комиссию, проводить замеры в присут­ствии представителей управляющей компании, составить акт. И лишь потом следует перерасчет, то есть уменьшение платы, но не ее отмена”. Или представьте себе покупателя, который на основании того, что дно булки подгорело, забирает ее с прилавка бесплатно.
Примерно так действовал “Новэк”, утверждают в “Коммунальных технологиях”. Ссылаясь на “некачественное” тепло, управляющая компания в ряде случаев вообще отказывается платить за услугу ресурсоснабжающей организации. Между тем тепло в дома поставлялось. Более того, юридически подтвержденного акта о предоставлении некачественной услуги “Новэк” ни разу не предъявил, сообщили в “КТ”, да и жители домов с жалобами на холод в квартирах не обращались.
Доначисление с возвратом
“Грани” неоднократно указывали на любопытный факт.  УК “Новэк” считала, что получает от  “КТ”  тепло некачественное, однако с населения плату собирала как за вполне качественное, то есть 100 процентов платы.
Руководитель управляющей компании Андрей Ющенко не раз в устном общении со СМИ обещал разницу жильцам вернуть. Вот только что он имел в виду? Не считать же таким возвратом ситуацию, когда людям в одной и той же расчетке по одной статье возвращали некую сумму и тут же по другой статье доначисляли сумму примерно равную, а то и превышающую “возврат”. О такой ситуации мы писали в материале “Доначисление с возвратом” (“Грани” за 2 июня 2012 года. — Прим. авт.).
Суды
Судебные споры по поводу долгов за поставленное тепло длятся уже больше двух лет. Всего “Коммунальными технологиями” подано с десяток исков, и окончательного решения по ним до сих пор не принято. По мнению представителей “КТ”, “Новэк” всячески затягивает разбирательство, используя для этого любую возможность.
До конца неясным остается и судьба жильцов восьми домов, решивших сменить управляющую компанию. “Новэк” не признает данное решение, потому точку в каждом случае снова должен по­ставить суд.
Первые обнадеживающие решения Верховного суда Чувашии в пользу собственников помещений уже есть, впрочем, еще возможно кассационное рассмотрение дела.
Власть исполнительная и законодательная
В отношении недобросовестных компаний не раз резко высказывались как Глава Чувашии Михаил Игнатьев, так и первые лица государства. Достаточно вспомнить хотя бы такие их оценочные характеристики, как “взять за шкирку”, “земля под ногами будет гореть”, “закрывать надо”.
Ряд практических шагов для наведения порядка в сфере ЖКХ предпринял М.Игнатьев, издавший еще в прошлом году Указ “О дополнительных мерах по обеспечению и защите прав и законных интересов населения Чуваш­ской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг” (об этом “Грани” писали год назад в материале “Меняю управляющую компанию. “Новэк” не предлагать...” за 11 октября 2011 года. — Прим. авт.). В Указе предложено несколько дей­ствительно полезных вещей.
Многое с тех пор уже сделано. В частности, разработаны критерии оценки эффективности деятельности управляющих компаний, создана правительственная комиссия по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении тарифов...
Впрочем, ситуация вокруг “Новэка” не уникальна в России, скорее, наглядно демонстрирует схожие проблемы, возникающие в других регионах. Именно потому требуется ужесточение ответственности (вплоть до введения уголовной) за неплатежи ресурсоснабжающим организациям.

Информация об этом в сети Интернет периодически появляется, поэтому вполне возможно, что такой законопроект вскоре будет разработан и принят. А пока приходится только догадываться: каким образом руководители управляющих организаций с самым низким в Чувашии рейтингом эффективности работы получают всероссийские премии?

    

  • © Коллаж Валерия бакланова