Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Труд, который создал человека

Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ Труд, который создал человека

Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ

Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИНТруд, который создал человека

Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН

Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВАТруд, который создал человека

Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВА

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВАТруд, который создал человека

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА


Нужно ли вернуть трудовое воспитание в школы? Такой опрос для родителей учеников на своем сайте недавно провело Минпросвещения России. К настоящему времени на вопрос ответили уже свыше 1100 пап и мам. Причем утвердительно проголосовало подавляющее большинство респондентов, 847 человек, или 79%.

Сделай сам
Что такое трудовое воспитание в отдельно взятой школе? Вместо ответа директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН предложил взглянуть на пришкольную территорию. Из окна директорского кабинета она как на ладони. Вот школьная теплица, не разрушенная, в отличие от многих других в Новочебоксарске, а вполне целая. За растениями в ней ухаживают ученики. Сейчас, к примеру, выращивают тут лук.
К теплице примыкает здание действующих столярных мастерских. Оборудование в них в основном не новое, сохраненное еще со старых времен (школе в этом году исполнилось 30 лет), но вполне работоспособное. Мальчишки из 5-7 классов в девятнадцатой, как и их отцы в свое время, изучают столярное дело, девочки же, как во времена детства их мам, в другом помещении — швейное дело и домоводство.
По соседству с мастерскими находятся клумбы. Сейчас, конечно, они занесены снегом, но поверьте на слово, летом пришкольная территория цветет и благоухает. Ухаживают за клумбами сами ребята, по графику в рамках летней трудовой практики.
У начального звена школы в рамках проекта “Школа — наша дружная семья” свои, отдельные грядки. Первые, вторые и четвертые классы весной приносят в школу рассаду. Каждый ученик — по одному растению. Часто выращивать их дети начинают еще в конце зимы из семечка дома на подоконнике.
С началом сезона посадкой цветов занимаются третьи классы. Причем соседство цветов подбирается в зависимости от сорта, размера, срока цветения и будущей расцветки саженца. Акция вовсе не является обязательной, но попробуй кого-то из детей отстрани от участия в ней, рассказал Александр Осокин.
Здесь же, по соседству, школьный огород. Ну, это традиционные сельхозтруды в рамках предмета технологии. Тут же, рядом, действующая хоккейная коробка. И не стоит думать, что ее очищают от снега какие-то специально нанятые люди. Нет, это делают сами ребята вместе с наставником, чтобы самим же потом поиграть в хоккей.
И это лишь то, что лежит на поверхности. Вместе с директором школы мы спустились в столовую, где в тот день дежурили учащиеся 11 класса. Они помогали накрывать столы и протирать их после очередной смены пообедавших школьников.
По мнению одиннадцатиклассницы Анастасии ГАВРИЛОВОЙ, дежурство в столовой не очень обременительная обязанность, поскольку выпадает лишь пару дней за весь учебный год. Задействованы в процессе учащиеся старше 14 лет, давшие на это свое согласие. Как правило, никто не отказывается, рассказала девушка. Это такая форма самообслуживания, когда два дня в году ты работаешь для других, а все остальное время — другие для тебя.
Еще одной такой формой самообслуживания является уборка в кабинетах, закрепленных за классом. Она в 19-й действует и сегодня. Ученики, конечно, не моют полы, но поднять стулья после окончания уроков, помыть доску, подмести пол вполне в состоянии.
Как считает Александр Осокин, системное трудовое воспитание в итоге устраняет тот инфантилизм в детях и подростках, который стал настоящим бичом молодого поколения. Не ждать доброго дядю, а самому решить посильную задачу — вот чему в итоге учит умение вскопать грядку, пришить самому пуговицу, склеить поделку... И этот список можно продолжать до бесконечности.

УПК на новом витке
О том же, но уже в масштабах не одной школы, а всего города, мы поговорили с начальником отдела образования администрации Новочебоксарска Светланой РОДИОНОВОЙ. Она затронула еще одну важную функцию трудового воспитания — профориентационную.
По инициативе Главы республики и Минобразования Чувашии с прошлого года при республиканском Центре опережающей профессиональной подготовки действует проект “УПК-21”. После школьных занятий старшеклассники школ города приезжают на ул. Жени Крутовой, 2, где осваивают основы выбранной профессии. Такой как копирайтер, логист, экскурсовод, архивариус. На сегодняшний день в проекте участвуют свыше 100 новочебоксарских школьников. “Проект позволяет им примерить на себя ту или иную профессию, понять, насколько она им интересна, насколько они соответствуют необходимым требованиям”, — рассказала Светлана Родионова. Вместе с тем “УПК-21” ни к чему не обязывает и является своеобразной пробой пера.
Вскоре, как сообщили в “УПК-21”, по договоренности с предприятиями Новочебоксарска планируется введение новых специальностей, к примеру, лаборанта химического анализа.
Опыт трудовой деятельности в школах ребятам дают трудовые бригады. На них в прошлом году были выделены порядка 700 тыс. рублей из муниципального бюджета, и с каждым годом сумма эта только увеличивается.
В каком виде трудовое воспитание может прийти в школы на новом витке развития, гадать пока трудно. Светлана Родионова уверена, что в целом процесс должен проходить не отдельно в школе, когда затронуты только дети и педагоги, а в согласовании и во взаимодействии с родительской общественностью. “Папы и мамы сами должны быть заинтересованы в воспитании своей будущей опоры в старости, и в этом школа может и должна им помочь”, — подчеркнула она.

Вместо послесловия
Вместе с Александром Осокиным мы прошлись по территории школы. “Вот эти елочки, — показал он рукой на уже подросшие деревца, — дети сажали вместе с ветераном Великой Отечественной войны, участником Курской битвы, почетным гражданином Новочебоксарска Иваном Тимофеевичем Ториным”. А немного погодя педагог добавил: “Я думаю, в основе патриотиче­ского и духовно-нрав­ственного воспитания лежит воспитание трудовое, и без второго не может быть и первого”.

P.S. Уважаемые родители! А что вы думаете по поводу трудового воспитания в школах? Напишите нам на sergeev@grani21.ru свое мнение по данному вопросу.

  • Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
  • Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН
  • Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВА
  • Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА