Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Труд, который создал человека

Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ Труд, который создал человека

Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ

Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИНТруд, который создал человека

Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН

Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВАТруд, который создал человека

Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВА

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВАТруд, который создал человека

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА


0

Нужно ли вернуть трудовое воспитание в школы? Такой опрос для родителей учеников на своем сайте недавно провело Минпросвещения России. К настоящему времени на вопрос ответили уже свыше 1100 пап и мам. Причем утвердительно проголосовало подавляющее большинство респондентов, 847 человек, или 79%.

Сделай сам
Что такое трудовое воспитание в отдельно взятой школе? Вместо ответа директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН предложил взглянуть на пришкольную территорию. Из окна директорского кабинета она как на ладони. Вот школьная теплица, не разрушенная, в отличие от многих других в Новочебоксарске, а вполне целая. За растениями в ней ухаживают ученики. Сейчас, к примеру, выращивают тут лук.
К теплице примыкает здание действующих столярных мастерских. Оборудование в них в основном не новое, сохраненное еще со старых времен (школе в этом году исполнилось 30 лет), но вполне работоспособное. Мальчишки из 5-7 классов в девятнадцатой, как и их отцы в свое время, изучают столярное дело, девочки же, как во времена детства их мам, в другом помещении — швейное дело и домоводство.
По соседству с мастерскими находятся клумбы. Сейчас, конечно, они занесены снегом, но поверьте на слово, летом пришкольная территория цветет и благоухает. Ухаживают за клумбами сами ребята, по графику в рамках летней трудовой практики.
У начального звена школы в рамках проекта “Школа — наша дружная семья” свои, отдельные грядки. Первые, вторые и четвертые классы весной приносят в школу рассаду. Каждый ученик — по одному растению. Часто выращивать их дети начинают еще в конце зимы из семечка дома на подоконнике.
С началом сезона посадкой цветов занимаются третьи классы. Причем соседство цветов подбирается в зависимости от сорта, размера, срока цветения и будущей расцветки саженца. Акция вовсе не является обязательной, но попробуй кого-то из детей отстрани от участия в ней, рассказал Александр Осокин.
Здесь же, по соседству, школьный огород. Ну, это традиционные сельхозтруды в рамках предмета технологии. Тут же, рядом, действующая хоккейная коробка. И не стоит думать, что ее очищают от снега какие-то специально нанятые люди. Нет, это делают сами ребята вместе с наставником, чтобы самим же потом поиграть в хоккей.
И это лишь то, что лежит на поверхности. Вместе с директором школы мы спустились в столовую, где в тот день дежурили учащиеся 11 класса. Они помогали накрывать столы и протирать их после очередной смены пообедавших школьников.
По мнению одиннадцатиклассницы Анастасии ГАВРИЛОВОЙ, дежурство в столовой не очень обременительная обязанность, поскольку выпадает лишь пару дней за весь учебный год. Задействованы в процессе учащиеся старше 14 лет, давшие на это свое согласие. Как правило, никто не отказывается, рассказала девушка. Это такая форма самообслуживания, когда два дня в году ты работаешь для других, а все остальное время — другие для тебя.
Еще одной такой формой самообслуживания является уборка в кабинетах, закрепленных за классом. Она в 19-й действует и сегодня. Ученики, конечно, не моют полы, но поднять стулья после окончания уроков, помыть доску, подмести пол вполне в состоянии.
Как считает Александр Осокин, системное трудовое воспитание в итоге устраняет тот инфантилизм в детях и подростках, который стал настоящим бичом молодого поколения. Не ждать доброго дядю, а самому решить посильную задачу — вот чему в итоге учит умение вскопать грядку, пришить самому пуговицу, склеить поделку... И этот список можно продолжать до бесконечности.

УПК на новом витке
О том же, но уже в масштабах не одной школы, а всего города, мы поговорили с начальником отдела образования администрации Новочебоксарска Светланой РОДИОНОВОЙ. Она затронула еще одну важную функцию трудового воспитания — профориентационную.
По инициативе Главы республики и Минобразования Чувашии с прошлого года при республиканском Центре опережающей профессиональной подготовки действует проект “УПК-21”. После школьных занятий старшеклассники школ города приезжают на ул. Жени Крутовой, 2, где осваивают основы выбранной профессии. Такой как копирайтер, логист, экскурсовод, архивариус. На сегодняшний день в проекте участвуют свыше 100 новочебоксарских школьников. “Проект позволяет им примерить на себя ту или иную профессию, понять, насколько она им интересна, насколько они соответствуют необходимым требованиям”, — рассказала Светлана Родионова. Вместе с тем “УПК-21” ни к чему не обязывает и является своеобразной пробой пера.
Вскоре, как сообщили в “УПК-21”, по договоренности с предприятиями Новочебоксарска планируется введение новых специальностей, к примеру, лаборанта химического анализа.
Опыт трудовой деятельности в школах ребятам дают трудовые бригады. На них в прошлом году были выделены порядка 700 тыс. рублей из муниципального бюджета, и с каждым годом сумма эта только увеличивается.
В каком виде трудовое воспитание может прийти в школы на новом витке развития, гадать пока трудно. Светлана Родионова уверена, что в целом процесс должен проходить не отдельно в школе, когда затронуты только дети и педагоги, а в согласовании и во взаимодействии с родительской общественностью. “Папы и мамы сами должны быть заинтересованы в воспитании своей будущей опоры в старости, и в этом школа может и должна им помочь”, — подчеркнула она.

Вместо послесловия
Вместе с Александром Осокиным мы прошлись по территории школы. “Вот эти елочки, — показал он рукой на уже подросшие деревца, — дети сажали вместе с ветераном Великой Отечественной войны, участником Курской битвы, почетным гражданином Новочебоксарска Иваном Тимофеевичем Ториным”. А немного погодя педагог добавил: “Я думаю, в основе патриотиче­ского и духовно-нрав­ственного воспитания лежит воспитание трудовое, и без второго не может быть и первого”.

P.S. Уважаемые родители! А что вы думаете по поводу трудового воспитания в школах? Напишите нам на sergeev@grani21.ru свое мнение по данному вопросу.

  • Вид из окна директорского кабинета школы № 19: слева — сельхозучасток и хоккейная коробка, справа — теплица, мастерские и клумбы. Фото Екатерины ШВАРГИНОЙ
  • Директор новочебоксарской школы № 19 Александр ОСОКИН
  • Одиннадцатиклассница Анастасия ГАВРИЛОВА
  • Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана РОДИОНОВА