VII Конференция для бухгалтеров, юристов, финансистов и аудиторов бюджетной сферы

Гарантия по сезону

Расскажите, по каким правилам распространяется гарантия на сезонные товары.
Кирилл Астахов


Как такового перечня сезонных товаров не существует. Согласно правилам продажи отдельных видов товаров к категории сезонных отнесены одежда, меховые изделия, обувь и иные товары, используемые в определенных климатических условиях, пояснили в Управлении Роспотребнадзора по Чувашии.
Для указанных товаров гарантийные сроки исчисляются со дня наступления соответствующего сезона, определяемого субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей: зимний — с 15 ноября по 30 апреля, весен­ний — с 1 марта по 31 мая, летний — с 1 июня по 31 августа, осенний — с 1 сентября по 15 ноября.
Следовательно, если босоножки куплены на осенней распродаже, гарантийный срок начнет исчисляться не со дня покупки, а с 1 июня.
Гарантийный срок устанавливает изготовитель товара, а если не установил, то гарантию может дать продавец (торгующая организация или индивидуальный предприниматель). Также продавец может дать дополнительную гарантию на товар, но ни в коем случае не уменьшать гарантийный срок, данный производителем.
В течение гарантии покупатель в случае обнаружения в товаре недостатка, не оговоренного при продаже, вправе по своему выбору потребовать либо возврата денег за некачественный товар, либо соразмерного уменьшения его стоимости, либо замены на аналогичный товар или товар другой марки, модели с соответствующим перерасчетом цены, либо потребитель может согласиться на безвозмездное устранение выявленного дефекта (ремонт). Обращаем внимание: право выбора требования предоставлено покупателю, а не продавцу, уточнили в Управлении Роспотребнадзора.
Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых вручается продавцу, второй, с датой получения и подписью продавца, остается у покупателя. В заявлении необходимо указать, когда, что, у кого и на каких условиях приобретено, какие недостатки выявлены, и предъявить соответствующее требование. Деньги за некачественный товар должны быть возвращены продавцом в течение 10 дней. Требование об обмене должно быть выполнено в течение семи дней, а при необходимости дополнительной проверки качества или проведения экспертизы — в течение 20 дней. Срок ремонта товара устанавливается договором, но не может превышать 45 дней.
Случается, что продавец дает покупателю недостоверную информацию о потребительских свойствах товара, что не позволяет сделать правильный выбор.
В этом случае покупатель вправе в разумный срок расторгнуть договор купли-продажи и вернуть товар продавцу. Однако необходимо иметь доказательства предоставления недостоверной информации.
Например, потребитель выбирает зимнюю куртку. На ценнике указано, что она изготовлена из натуральной кожи и меха, установлена соответствующая цена. Продавец уверяет, что зима в такой вещи не страшна. Однако в первый же морозный день обновка вместе с покупателем “задубела”. При внимательном ознакомлении с информацией на самом изделии или после визита к эксперту покупатель узнает, что приобрел кожзаменитель. При наличии документальных доказательств того, что продавец предоставил недостоверную информацию, вернуть уплаченные деньги не сложно. Если таковых нет, можно привлечь к разрешению спора свидетелей, рекомендуют эксперты.
Как быть, если сезонный товар не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, расцветке?
Если вещь (одежда, меховые изделия, обувь и пр.) не использовали, сохранены ее товарный вид, потребительские свойства, ярлыки и пр., обменять ее на другую можно в течение 14 дней, но со дня покупки, а не наступления соответствующего сезона. Если в день обращения обменять вещь не на что, продавец должен вернуть деньги в течение трех дней. Однако необходимо учитывать, что Правительством РФ утвержден перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным выше обстоятельствам.