Я за так заберу, или Охотникам за халявой зеленый свет?
Депутаты предложили закрепить в Законе “О защите прав потребителей” норму о том, чтобы покупатели получали товар бесплатно, если при оформлении покупки на кассе его стоимость оказалась выше, чем на ценнике. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму РФ.
Сейчас можно требовать продать товар за стоимость, которая указана на ценнике, но магазины часто нарушают закон. Как подчеркивают авторы законодательной инициативы, в последнее время в торговле наблюдается негативная тенденция, связанная с несоответствием цен на ценниках и в кассовом чеке. Все больше покупателей сталкиваются с ситуацией, когда на витрине указана одна стоимость товара, а при пробитии на кассе цена оказывается выше. Причем намного. По данным Роспотребнадзора, более 14% всех жалоб потребителей связаны именно с разницей цен. При этом выявляются случаи, когда ретейлеры размещают в залах объявление о том, что ценники могут быть неактуальны, предлагая уточнять стоимость у продавца. Формально они пытаются таким образом снять с себя ответственность, но по факту пытаются обойти закон.
“Покупатели далеко не всегда замечают подмену, чем и пользуются недобросовестные продавцы. Если человек закупается на неделю, вряд ли он сможет удержать в памяти, какая цена была указана на ценнике. И даже если при проверке чека и вспомнит, что видел в торговом зале совсем другую стоимость, ему придется возвращаться в магазин за доказательством, фотографировать ценник, звать администратора, писать жалобу.
Поэтому законодатели предлагают ввести принцип “честный чек” как норму защиты прав потребителей: если стоимость товара, пробитая на кассе, превышает цену, указанную на его ценнике, покупатель получает этот товар бесплатно”, — пояснил председатель Ассоциации юристов России Владимир ГРУЗДЕВ.
Эксперты же предупреждают о том, что инициатива может спровоцировать целую волну потребительского хаоса: есть вероятность появления “охотников за халявой”, которые будут специально искать несоответствия ради бесплатных товаров.
“Один неверно выставленный ценник — и покупатель уходит с бесплатной корзиной. В интернет-торговле ошибки еще более вероятны: автоматическая выгрузка данных может сбоить каждую минуту. В итоге даже добросовестные продавцы окажутся уязвимыми, ведь доказать техническую ошибку будет крайне сложно”, — считает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Чувашии Дмитрий ЖУКОВ.






