Допы на выбор

Новый закон призван защитить граждан от навязчивых и недобросовестных продавцов. Фото Сергея Михеева, “РГ”
Действительно ли, что по закону продавцы больше не имеют права навязывать дополнительные товары и услуги?
Валерия Кузьмина
Услуги по страхованию покупки и дополнительные мелочи, прилагаемые к уже купленному товару, стали в последнее время в большинстве торговых точек чуть ли не нормой. Но далеко не все покупатели знают, что эта лавочка для продавцов и производителей закрылась еще 1 сентября: именно с этого дня работают поправки в Закон “О защите прав потребителей”.
Речь идет о Федеральном законе от 7 апреля 2025 г. № 69-ФЗ, в котором потребителей всех товаров и услуг обезопасили от недобросовестного поведения продавцов и исполнителей тех самых услуг. Причем речь идет о торговле и услугах не только в реальных предприятиях торговли, но и на маркетплейсах. Продавцы, исполнители и владельцы онлайн-агрегаторов теперь точно так же не имеют права предлагать нам с вами дополнительные товары или услуги. Исключения — если дополнительные товары и услуги напрямую предусмотрены законом.
А вот если покупателю все же умудрились навязать ненужную услугу или товар, то он имеет полное право отказаться от их оплаты. Если же оплата уже была произведена, то в этом случае продавец обязан вернуть деньги. Причем в строго оговоренный срок — в течение трех рабочих дней.
В поправках предусмотрен вариант для онлайн-торговли, когда одной галочкой мы даем согласие на получение и оплату допуслуг. Законодатели предусмотрели и это. Теперь такая галочка незаконна: закон прямо запрещает любые действия, которые создают условия для автоматического согласия потребителя.
Следует также напомнить, что Госдума уже приняла в первом чтении изменения в КоАП, согласно которым штрафы за навязывание дополнительных услуг должны будут увеличиться достаточно серьезно: для должностных лиц вырасти с нынешних 4 тыс. рублей до 300 тысяч, для юрлиц — с 40 тысяч до 1 миллиона рублей.




