Правительство РФ повысило минимальный размер пособия по безработице

Видно сокола по полету

Наблюдение за птицами.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Наблюдение за птицами.

След лося.Видно сокола по полету Школа дикой природы

След лося.

Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.

Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.

Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”Видно сокола по полету Школа дикой природы

Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”

Мария БОВИНАВидно сокола по полету Школа дикой природы

Мария БОВИНА

Евгений БЕЛКИНВидно сокола по полету Школа дикой природы

Евгений БЕЛКИН


1

Немногие новочебоксарцы знают об уникальном проекте “Школа дикой природы”. Но те, кто хоть раз о нем слышал, непременно хотят там побывать. А те, кому посчастливилось поучаствовать, пошли далеко: кто в медицину, кто в науку. Кто на пороге взрослой жизни выбрал совсем другую дорогу, не связанную с биологией, благодарен “Школе” за уроки, друзей и опыт, который в дальнейшем помогает жить в гармонии с природой и окружающими.
За 21 год существования “Школы” ее учениками становились около 500 ребят. Те, кто впервые пошел в полевой лагерь и выдержал суровую жизнь в экспедиции, сегодня снова в строю: кто с учениками, кто в качестве волонтеров.
В конце июля завершилась очередная экспедиция, которая прошла на озере Малое Лебединое в Заволжье. О жизни в лагере наш фоторепортаж.

В мире животных и растений
“Школа дикой природы” — это полевая, научно-практическая экспедиция для школьников. В течение трех недель ребята живут в палатках, варят обеды и ужины на костре, а все свободное время посвящают изучению окружающей среды.
Придумана “Школа” в 1992 году в Москве, затем эстафету подхватили педагоги ЦРТДиЮ Новочебоксарска. Москвичи помогли провести несколько экспедиций (первая состоялась в 1995-м на реке Большая Кокшага), привозили сюда учеников.
Одна из старожилов, стоявших у истоков “Школы”, Анна Викторовна Тихомирова, главный хранитель зоомузея МГУ, до сих пор поддерживает связь и ежегодно находит свободное время летом, чтобы принять участие в экспедиции.
— Взрослая часть лагеря состоит из преподавателей школ и волонтеров, — рассказывает начальник лагеря Антон Ширшов, по образованию биолог, по призванию орнитолог, в обычной жизни сотрудник администрации Новочебоксарска. — Каждый взрослый ведет троих-четверых школьников. Главная задача участника экспедиции — за короткое время подготовить научную работу.

Ученого воробья на мякине не проведешь
Сбору информации, чтению специальной литературы и общению с научным руководителем в лагере посвящено почти все время. Жесткие правила, дисциплина и всеобщая занятость — главные условия жизни в палатках.
Кто-то, узнав о том, что жизнь в палаточном лагере протекает без электричества, Интернета и игрушек, тут же отказался бы от идеи таким образом провести летние каникулы. Но только не ребята из “Школы”. Их в смену (а она одна за лето) бывает 25-30 человек. Все они люди проверенные и понимающие, что к чему. Это учащиеся разных школ, в течение года или нескольких лет занимающиеся биологией, зоологией, экологией и географией в Центре творчества.


Лучше синица в руках... и журавль в небе
— Большая проблема нашего биологического образования в том, что процесс познания проходит в большинстве случаев по учебникам, — продолжает Антон Андреевич. — Но биологию так изучать невозможно. Смысл экспедиции в том, что школьник во время летней практики проходит весь путь от выбора темы до научной защиты. Лагерь построен так, чтобы решать эту задачу.
Распорядок дня кому-то покажется скучным, но не нашим ребятам. День проходит просто: проснулся, сделал зарядку, позавтракал, сел изучать свою тему или пошел в лес с руководителем собирать гербарий или насекомых.
Юные орнитологи просыпаются раньше всех. Чтобы в бинокль увидеть лебедя, приходится быть на ногах еще до рассвета. Птица пугливая, больше чем на 150 метров к себе не подпускает.
Обед дети готовят опять же сами. После снова за работу. Свободного времени нет. И это правильно. Когда ребенок не занят, у него появляется время на глупости. Развлечений особенных нет, это все-таки не обычный оздоровительный лагерь, хотя мы отмечаем “экватор”, на котором посвящаем новичков в юннаты.
В последние три года “Шко­ла” проходит на озере Малое Лебединое. Когда-то тут размещалась биостанция, сейчас место пустынное, кроме хозяйственных построек нет ничего. Здание сгорело во время пожаров в 2010 году. Тем не менее это отличное место для туристических сборов, а также полевых экспедиций. Сейчас этот участок передан Центру творчества. Финансируется “Школа” из городского бюджета. Средства выделяются на организацию питания и оплату проезда до места и обратно.
Необходимое оборудование — палатки, туристический и инвентарь для исследовательской работы — закуплено в прежние годы благодаря грантам.
Со “Школы” начинается не только познание мира и природы, но и дорога в специальность. Половина из тех, кто посещает занятия в Центре творчества, так или иначе связывает свою жизнь с биологией. Многие поступают в вузы Москвы и Казани.
В истории “Школы” есть уникальные случаи. Так, кандидат биологических наук Татьяна Питеркина школьницей в нескольких экспедициях изучала пауков, сейчас она в пятерке лучших специалистов, изучающих именно это направление в биологии. А исследование когда-то юной школьницы Елены Яндушкиной было признано лучшей работой по биологии в России.
Нынешние ученики тоже радуют. В этом году двое участников “Школы” стали призерами всероссийских олимпиад.
 

МНЕНИЯ

Мария БОВИНА, педагог:
— Впервые я побывала в “Школе дикой природы” юннатом в 1998 году. А с 2003‑го езжу уже как наставник-куратор.
От других лагерей наша “Школа” отличается тем, что в лес дети едут не отдыхать, а работать. Ребята не только получают новые знания, но и учатся общаться друг с другом.
* * *
Евгений БЕЛКИН, учащийся школы:
— Мне в лагере понравилось все: кураторы, распорядок дня и даже дежурство в столовой. Кураторы умные и веселые. Я изучал лишайники на березах. “Школа” хороша тем, что если ты написал научную работу во время учебы, то летом ее в лагере можно доработать и потом с ней участвовать в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах и занимать хорошие места.

  • Наблюдение за птицами.
  • След лося.
  • Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.
  • Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.
  • Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”
  • Мария БОВИНА
  • Евгений БЕЛКИН