Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Видно сокола по полету

Наблюдение за птицами.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Наблюдение за птицами.

След лося.Видно сокола по полету Школа дикой природы

След лося.

Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.

Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.Видно сокола по полету Школа дикой природы

Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.

Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”Видно сокола по полету Школа дикой природы

Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”

Мария БОВИНАВидно сокола по полету Школа дикой природы

Мария БОВИНА

Евгений БЕЛКИНВидно сокола по полету Школа дикой природы

Евгений БЕЛКИН


1

Немногие новочебоксарцы знают об уникальном проекте “Школа дикой природы”. Но те, кто хоть раз о нем слышал, непременно хотят там побывать. А те, кому посчастливилось поучаствовать, пошли далеко: кто в медицину, кто в науку. Кто на пороге взрослой жизни выбрал совсем другую дорогу, не связанную с биологией, благодарен “Школе” за уроки, друзей и опыт, который в дальнейшем помогает жить в гармонии с природой и окружающими.
За 21 год существования “Школы” ее учениками становились около 500 ребят. Те, кто впервые пошел в полевой лагерь и выдержал суровую жизнь в экспедиции, сегодня снова в строю: кто с учениками, кто в качестве волонтеров.
В конце июля завершилась очередная экспедиция, которая прошла на озере Малое Лебединое в Заволжье. О жизни в лагере наш фоторепортаж.

В мире животных и растений
“Школа дикой природы” — это полевая, научно-практическая экспедиция для школьников. В течение трех недель ребята живут в палатках, варят обеды и ужины на костре, а все свободное время посвящают изучению окружающей среды.
Придумана “Школа” в 1992 году в Москве, затем эстафету подхватили педагоги ЦРТДиЮ Новочебоксарска. Москвичи помогли провести несколько экспедиций (первая состоялась в 1995-м на реке Большая Кокшага), привозили сюда учеников.
Одна из старожилов, стоявших у истоков “Школы”, Анна Викторовна Тихомирова, главный хранитель зоомузея МГУ, до сих пор поддерживает связь и ежегодно находит свободное время летом, чтобы принять участие в экспедиции.
— Взрослая часть лагеря состоит из преподавателей школ и волонтеров, — рассказывает начальник лагеря Антон Ширшов, по образованию биолог, по призванию орнитолог, в обычной жизни сотрудник администрации Новочебоксарска. — Каждый взрослый ведет троих-четверых школьников. Главная задача участника экспедиции — за короткое время подготовить научную работу.

Ученого воробья на мякине не проведешь
Сбору информации, чтению специальной литературы и общению с научным руководителем в лагере посвящено почти все время. Жесткие правила, дисциплина и всеобщая занятость — главные условия жизни в палатках.
Кто-то, узнав о том, что жизнь в палаточном лагере протекает без электричества, Интернета и игрушек, тут же отказался бы от идеи таким образом провести летние каникулы. Но только не ребята из “Школы”. Их в смену (а она одна за лето) бывает 25-30 человек. Все они люди проверенные и понимающие, что к чему. Это учащиеся разных школ, в течение года или нескольких лет занимающиеся биологией, зоологией, экологией и географией в Центре творчества.


Лучше синица в руках... и журавль в небе
— Большая проблема нашего биологического образования в том, что процесс познания проходит в большинстве случаев по учебникам, — продолжает Антон Андреевич. — Но биологию так изучать невозможно. Смысл экспедиции в том, что школьник во время летней практики проходит весь путь от выбора темы до научной защиты. Лагерь построен так, чтобы решать эту задачу.
Распорядок дня кому-то покажется скучным, но не нашим ребятам. День проходит просто: проснулся, сделал зарядку, позавтракал, сел изучать свою тему или пошел в лес с руководителем собирать гербарий или насекомых.
Юные орнитологи просыпаются раньше всех. Чтобы в бинокль увидеть лебедя, приходится быть на ногах еще до рассвета. Птица пугливая, больше чем на 150 метров к себе не подпускает.
Обед дети готовят опять же сами. После снова за работу. Свободного времени нет. И это правильно. Когда ребенок не занят, у него появляется время на глупости. Развлечений особенных нет, это все-таки не обычный оздоровительный лагерь, хотя мы отмечаем “экватор”, на котором посвящаем новичков в юннаты.
В последние три года “Шко­ла” проходит на озере Малое Лебединое. Когда-то тут размещалась биостанция, сейчас место пустынное, кроме хозяйственных построек нет ничего. Здание сгорело во время пожаров в 2010 году. Тем не менее это отличное место для туристических сборов, а также полевых экспедиций. Сейчас этот участок передан Центру творчества. Финансируется “Школа” из городского бюджета. Средства выделяются на организацию питания и оплату проезда до места и обратно.
Необходимое оборудование — палатки, туристический и инвентарь для исследовательской работы — закуплено в прежние годы благодаря грантам.
Со “Школы” начинается не только познание мира и природы, но и дорога в специальность. Половина из тех, кто посещает занятия в Центре творчества, так или иначе связывает свою жизнь с биологией. Многие поступают в вузы Москвы и Казани.
В истории “Школы” есть уникальные случаи. Так, кандидат биологических наук Татьяна Питеркина школьницей в нескольких экспедициях изучала пауков, сейчас она в пятерке лучших специалистов, изучающих именно это направление в биологии. А исследование когда-то юной школьницы Елены Яндушкиной было признано лучшей работой по биологии в России.
Нынешние ученики тоже радуют. В этом году двое участников “Школы” стали призерами всероссийских олимпиад.
 

МНЕНИЯ

Мария БОВИНА, педагог:
— Впервые я побывала в “Школе дикой природы” юннатом в 1998 году. А с 2003‑го езжу уже как наставник-куратор.
От других лагерей наша “Школа” отличается тем, что в лес дети едут не отдыхать, а работать. Ребята не только получают новые знания, но и учатся общаться друг с другом.
* * *
Евгений БЕЛКИН, учащийся школы:
— Мне в лагере понравилось все: кураторы, распорядок дня и даже дежурство в столовой. Кураторы умные и веселые. Я изучал лишайники на березах. “Школа” хороша тем, что если ты написал научную работу во время учебы, то летом ее в лагере можно доработать и потом с ней участвовать в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах и занимать хорошие места.

  • Наблюдение за птицами.
  • След лося.
  • Орхидея в чувашских лесах встречается редко, поэтому она занесена в Красную книгу.
  • Ночь — лучшее время для оформления исследования. Наконец-то можно спокойно поработать одному.
  • Купание в озере. Фото из архива “Школы дикой природы”
  • Мария БОВИНА
  • Евгений БЕЛКИН