Плач автогражданки

0

Многочисленными проблемами ОСАГО активно занимаются и законодательные органы, и общественные организации. Еще в ходе мониторингов в 2015 году эксперты проекта ОНФ “За права заемщиков” выявили случаи неправомерных отказов продажи ОСАГО страховщиками гражданам, отказавшимся приобретать дополнительные страховки, отсутствия бланков полисов, технической неисправности программного обеспечения. Кроме того, страховщики часто не уведомляют автовладельцев о возможности применения скидок за безаварийную езду (коэффициент “бонус-малус”).

Два года назад у нас начался кризис ОСАГО — в некоторых регионах обязательное страхование было крайне убыточно даже для самых крупных компаний. Страховщики начали применять вышеупомянутые хитрости (навязывание “допов”, сокрытие законных скидок и прочее), а некоторые сворачивали деятельность в регионах или отгружали минимальное количество бланков автогражданки.
Ситуацию слегка изменило повышение тарифов на ОСАГО. Страховщики вернулись на брошенные рынки. Кроме того, по­явилась возможность приобретения электронных полисов ОСАГО. Это также сняло часть проблемы. Пока электронные полисы продают не все компании, но с 1 января 2017 года эту услугу обязаны будут предоставлять все страховщики, работающие на рынке ОСАГО.
Однако проблема дефицита бумажных полисов и живых продаж снова вернулась, и особенно остро ее ощутили в небольших городах. Новочебоксарск не исключение. Десятки жалоб на страховщиков ОСАГО наша редакция получает ежедневно. Все они как под копирку.
“Истек срок ОСАГО, пошел делать новый полис в “Росгосстрах”, — пишет нам пенсионер Олег Михайлович. —  Там со страхованием жизни мне годовую плату насчитали аж 7200 руб. — сумма неподъемная, размер пенсии не позволяет. Пошел в другую компанию — насчитали 5300 руб., а потом, когда узнали, что у меня ВАЗ-2101 “копейка”, и вовсе отказались страховать!
Третья компания насчитала 3500 руб., по­требовала ксерокопии документов. Обязательно, сказали, чтобы машина была — они ее фотографируют. Все подготовил, приехал в 6.00 утра, сел в очередь. А они приняли только три человека и в 12.00 уехали работать на выезде! В понедельник был на месте в 6.30. Сотрудница, занимающаяся страхованием, приехала только в 9.10 (вместо 8.30), и опять — три человека да обеда, три — после. Я в очереди был восьмым, после меня еще тридцать человек — и все с раннего утра и до вечера сидели без обеда. Было ощущение, что над нами просто издеваются.
Во вторник приехал в 4.20! Дождались начала рабочего дня, народу собралась толпа, и тут из соседней двери выходит женщина и говорит, что нашей страховщицы сегодня не будет. Вообще!
Чтобы не терять и этот день, с другими водителями поехал в четвертую компанию, тоже в Новочебоксарске. Там вроде нормально, спокойная обстановка, нам сказали, когда и куда подойти. И даже посчитали 50-процентную скидку за безаварийную езду!
Но и здесь мне не повезло: “Росгосстрах”, оказывается, сведения о моем 58-летнем стаже и безаварийной истории не предоставил в общую базу. Теперь если восстанавливаться, то только через суд… Мы же в одной стране живем, по одним правилам ездим. Так почему страховые компании так вольно выставляют свои условия?”
Подобным вопросом задались и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). На президиуме было принято решение о создании единого агента, который будет продавать полисы всех страховых компаний, присутствующих на рынке. Для этого не будет создаваться отдельная структура. Любой страховщик, работающий в регионе, может стать таким агентом РСА. При этом конкретному по­требителю он продаст полис той страховой компании, которая выпадет ему случайным образом.
По сути, такой агент будет просто за автовладельца оформлять электронный полис. Ведь не все водители настолько продвинуты в интернет-технологиях, чтобы сделать это самостоятельно. Если окажется так, что представительства компании, полис которой получил автомобилист, нет в этом регионе, то агент при наступлении страхового случая должен будет обслужить клиента как своего.
Первые три агента РСА по согласованию с Центробанком начнут работать уже с 1 июня этого года.
Подробнее об этом вопросе, а также о том, какие нововведения ждут автогражданку, мы расскажем на странице “Мы и авто” в одном из следующих номеров.

Анна БОРИСОВА