Продление

Почему уходят наши дети

Оксана РындинаПочему уходят наши дети Резонанс проблема

Оксана Рындина

Невролог Наталия ГУСЕЛЬЩИКОВАПочему уходят наши дети Резонанс проблема

Невролог Наталия ГУСЕЛЬЩИКОВА


0

Страшно, нелепо и больно. На прошлой неделе город был шокирован новостью о том, что ученик одной из городских школ свел счеты с жизнью. Подросток из благополучной семьи, симпатичный парень, хорошо учился. Что стало причиной? Сейчас по данному факту проводится проверка.
Большинство из нас думает, что такая беда никогда не коснется нашей семьи. Когда-то так думали и те, чьи сыновья и дочери шагнули в пустоту.
Федеральные СМИ давно пестрят публикациями об эпидемии подростковых суицидов. Россия, по данным ВОЗ за 2015 год, по самоубийствам среди 15-19-летних занимает четвертое место после Шри-Ланки, Литвы и Казахстана.
Так почему уходят наши дети и что сделать, чтобы предотвратить надвигающуюся беду? Эти вопросы мы задали главному внештатному специалисту по медицинской психологии Министерства здравоохранения ЧР, кандидату психологических наук Оксане РЫНДИНОЙ.

Кружки по дереву

Сегодня в социальных сетях огромное количество групп, провоцирующих детей на суицид. Внимание общественности к этой проблеме привлекла одна из публикаций “Новой газеты” в мае этого года под названием “Группы смерти”.
Увы, как бы цинично это ни звучало, создание подобных сообществ в большинстве случаев — способ заработка (хорошо раскрученная группа “ВКонтакте” может приносить создателю доход до полумиллиона рублей). Расчетливые нелюди наполняют паблик душещипательным контентом, цепляя подростков темами, наиболее актуальными в их возрасте: “Я некрасивая(ый), я никому не нужен(на), поссорилась(лся) с другом (подругой), выхода нет...”.
Пара кликов, переходов, и ребенок уже на крючке. Здесь его “понимают”, здесь ему предлагают пройти “увлекательный” квест. Чтобы подросток не “соскочил”, ему не позволяют высыпаться и отлучаться: задания “игры” — ежедневный подъем в 4.20 утра, запрет отсутствовать в группе более суток. Все это, считают специалисты, приводит к тому, что подросток становится послушным, управляемым, и тогда начинается обратный отсчет.
Стоит ли говорить о том, какая “обработка” ребенка проводится посредством аудио- и видеоконтента? По истечении срока звучит призыв: “Гоу, выпиливаться!” Так на молодежном сленге звучит это страшное слово. У этих “кружков по дереву” десятки и даже сотни тысяч подписчиков... Потенциальных самоубийц.

Киты и бабочки
Правоохранительные органы эти группы регулярно закрывают, но через пару дней сообщества появляются вновь, сохраняя контент и подписчиков, лишь в названии добавляется одно-два новых слова.
Но есть и еще кое-что. Какие ассоциации у вас возникают при виде изображения милых и безобидных бабочек или китов? Вот и многие мамы погибших детей говорят, что умилялись такими рисунками своего ребенка до самого дня его смерти. Тогда-то они и выяснили, что это современные символы суицида (бабочки живут недолго, киты выбрасываются на берег). Этому тоже учат в группах.
Как подчеркивает Оксана Рындина, сообщества в соцсетях хотя и подталкивают детей к суициду, не являются первопричиной. По статистике, более 92% случаев спровоцированы психологическими проблемами в школе и семье.

А потом...
В большинстве случаев в основе суицидального поведения подростков лежат избегание психологически сложных ситуаций, попытка изменить сложившиеся обстоятельства и крайне редко — истинное желание умереть.
Зачастую парни и девушки просто не осознают, что за этой гранью — пустота. Они пытаются что-то доказать родителям, сверстникам, не понимая, что услышать: “Прости, мы были неправы”, им просто не придется. И здесь даже о вере говорить не приходится — ни одна из мировых религий не поощряет самоубийство. За “гоу” — просто пустота.

Тревожные звоночки
От этой беды никто не застрахован.
Родители должны забить тревогу и обратиться к специалистам, если у подростка наблюдается:
• отчетливое снижение интереса к привычным занятиям,
• нарушение сна, потеря аппетита, апатия, снижение настроения,
• внезапное и сильно выраженное ухудшение школьной успеваемости, прогулы занятий,
• проявление ненависти и презрения к прежде любимым членам семьи,
• высказывание мыслей о суициде, интерес к историям самоубийц, рисунки китов и бабочек,
• уход из дома, в том числе когда подросток старается больше времени проводить у друзей/подруг, часто остается ночевать у них,
• интерес к литературе религиозно-мистического или философского характера, рассуждение о смысле жизни и ее ценности,
• резкие изменения во внешности и поведении.
Вероятность суицидальных действий усиливается, если существуют:
• серьезные конфликты в учебном заведении или семье, несчастная любовь,
• злоупотребление алкоголем или наркотиками,
• наличие свободного доступа к огнестрельному оружию, ядовитым веществам, сильнодействующим лекарственным препаратам.

Слушать и слышать
Как отмечает Оксана Рындина, в подростковом возрасте велика потребность группирования со сверстниками. Это нормальная реакция. Но когда интересы личности не совпадают с интересами группы, вокруг юноши или девушки возникает вакуум, который может наполниться чем угодно. Важно помочь сыну или дочери правильно заполнить это пространство. Запишите ребенка в кружки или секции, дайте возможность попробовать себя в разных направлениях.
И давайте уже расставлять приоритеты.
Так ли нам важна наша работа, отнимающая все время, если с ребенком что-то случится?
Можно ли с помощью денег откупиться от беды? Нет, конечно.
Поэтому пока не поздно, меняем ситуацию. Учимся слушать и слышать своего ребенка. Что он хотел сказать или показать нам своими поступками? Так ли уж важна для него очередная модная вещь или подростку нужны наше внимание, доверительный разговор и поддержка?

важно

Куда обратиться за помощью:
8-800-100-49-94 — единый республиканский психологический телефон доверия (ежедневно, круглосуточно, анонимно),
8-800-2000-122 — детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей,
58-14-10 — Республиканский психотерапевтический центр (Чебоксары, ул. К.Иванова,  20),
74-24-07 — диспансерное отделение Республиканской психиатрической больницы (Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, 27).
Подросток может самостоятельно или с родителями обратиться за консультацией к психологам Новочебоксарского медицинского центра в отделение медико-социальной помощи (ул. Коммунистическая, 27, здание женской консультации) либо в детскую поликлинику (ул. Винокурова, 68).

Мнение в тему

Невролог Наталия ГУСЕЛЬЩИКОВА:
— Безусловно, увлечение Интернетом, когда сеть заменяет детям социум, друзей, живое общение, — опасное явление. Такие ребятишки закрытые, необщительные, закомплексованные. Вообще, период взросления, начиная с 9-10 лет и выше, очень сложное время для подростка, чтобы его пережить правильно, необходима помощь родителей.
Но зачастую мамы и папы не только не поддерживают, а стараются реализовать себя за счет ребенка. Переводят его в лучшую школу или более сильный класс. Аргументы родителей понятны. Но всегда хочется уточнить: “А вы спросили сына или дочь?” Мнение ребенка должно учитываться. У него здесь друзья, общие интересы. Появится ли все это на новом месте?
Кроме того, важно выяснить, есть ли возможности у ребенка. В этом могут помочь  психолог, психоневролог.  Понятно, каждый родитель мнит свое чадо гением, но нет ничего плохого, если у вашего ребенка средний уровень интеллектуального развития. И будет лучше, если он станет счастливым хорошим специалистом среднего звена, чем издерганным выпускником вуза, ни дня не проработавшим по диплому.
Учеба должна занимать только часть времени ребенка. Не лишайте его детства. Пусть он посещает бассейн, спортивные секции, кружки.
Мягче реагируйте на двойки, особенно за поведение. Детям и так трудно сидеть по 45 минут. Они стараются, но на перемене им нужно выпустить пар. Жаль, что в школах это не продумано, нет каких-нибудь физкультминуток на переменах. Так постарайтесь вы, родители, понять сына или дочку.
Вспомните себя и скажите, не кривя душой: вы были круглым отличником или пай-ребенком? Ответ, как правило, отрицательный. Родители, чьи школьные успехи были крайне посредственными, зачастую “отыгрываются” на своих детях. Из добрых намерений, с возрастом поняв, что “ученье — свет и успех”. Забывая прописную истину: “Наши дети похожи на нас. У них наши гены”.

Светлана ФЕДОТОВА
  • Оксана Рындина
  • Невролог Наталия ГУСЕЛЬЩИКОВА

Комментарии

Изображение пользователя Екатерина 15.

Давно говорю, что увлечение учебой в гимназии или лицее, иногда до фанатизма не совсем правильно! Сколько родителей и учителей гордятся "Мы в такой то школе, наша школа входит в пятерку" и прочее. Сами не знают покоя, загружают детей и еще преследуют слабых детей, моло обязаны соответствоватья или уходите из нашей прекрасной школы! 

Изображение пользователя Горожанка горожанка.

Жалко детей, умненькие, талантливые, а школа для большинства каторга. Знакомую девочку выгнали из гимназии. С сентября пошла в другую школу. На днях встретила, учится хорошо

Изображение пользователя Marietta.

Не надо пугать детей и родителей, называя школу "каторгой"!

Мне кажется,что в этом вопросе сами родители должны быть внимательнее к своим детям и знать их способности и возможности , а не рваться самим(!) в школы, где нагрузки немного другие, и детей своих тащить туда же,считая их более престижными, чтобы потом  школу они не называли  "каторгой".

Изображение пользователя Горожанка горожанка.

Чувствуется, что Мариэтте чужды проблемы детей и она с ними не общается. Она также не в курсе, что эту статью и отзывы к ней дети никогда не прочтут, им не до этого

Изображение пользователя ИраИра.

Ей чужды проблемы города, проблемы детей, проблемы образования и воспитания, проблемы пожилых людей.

Изображение пользователя Marietta.

Да, проблем много!Это видно по вашим комментариям.