Онлайн-трансляции семинаров бесплатно

Мария ЕЛАНОВА: Пение – это интеллект и самосовершенствование

Мария Еланова — народная артистка Чувашии.  Мария ЕЛАНОВА: Пение – это интеллект и самосовершенствование Чувашский государственный театр оперы и балета театр

Мария Еланова — народная артистка Чувашии.

Фото из архива Чувашского театра оперы и балетаМария ЕЛАНОВА: Пение – это интеллект и самосовершенствование Чувашский государственный театр оперы и балета театр

Фото из архива Чувашского театра оперы и балета


0

Прима-солистка Чувашского государственного театра оперы и балета, народная артистка Чувашии, заслуженная артистка России Мария ЕЛАНОВА недавно отметила свой юбилей выступлением в образе Флории Тоски в остросюжетной одноименной опере Джакомо Пуччини.

Истоки таланта
— Мария Ивановна, откуда вы родом?
— Я родилась в селе Янгорчино Вурнарского района. Нас было восемь детей. Отец играл на гармони, и вместе с мамой часто пели. Дедушка в свое время играл на гуслях. Мы, пять сестер, вкус к музыке приобрели в семье.
Все, считая и племянниц, хорошо поют. Еще будучи ученицей начальных классов я выступала с сольными номерами на концертах в сельском Доме культуры и мечтала стать певицей.
— Как складывалась творческая жизнь?
— После школы поступила в Чебоксарское музыкальное училище имени Павлова, где моим педагогом была молодой преподаватель Агриппина Зосимовна Иванова. Потом обучалась в Нижегородской консерватории имени Глинки, в классе Валерии Андреевны Вороновой. Окончила аспирантуру.
Мой дебют состоялся в 1992 году на втором Михайловском оперном фестивале, где я спела партию Марфы из “Царской невесты”. Этот фестиваль очень мне дорог, с него началась моя творческая жизнь.
После этого выступала практически на каждом оперном форуме. Исполняла все лирико-колоратурные партии репертуара и классических оперетт “Летучая мышь”, “Веселая вдова”, “Марица”. Со временем к ним добавились и партии драматического сопрано (Тоска, Амелия в “Бал-маскараде”). Пела во всех премьерах.
В прошлогоднем фестивале мне по­счастливилось исполнить сложнейшую партию Аиды в премьерном спектакле Верди “Аида”.

Принимали очень тепло
— В каких странах гастролировали?
— В 1998 году четыре месяца провела в Австрии. Одновременно дала несколько концертов в Германии. Выступала в Венском музыкальном салоне Гизи Хеллер, где собираются творческая элита, профессионалы.
Кроме старинных русских народных песен, романсов Шуберта, Римского-Корсакова, арий Верди и Доницетти я спела чувашскую песню “У околицы”. Публика в переполненном салоне восторженно приняла мое выступление. Известный писатель и музыкант Рихтер подарил мне свою книгу с трогательной подписью. К моему приятному удивлению, в венском салоне оказалось немало людей, которые хорошо знали Чувашию. Это были музыканты, дипломаты, писатели, ученые.
Одновременно совершенствовалась, три года проходила мастер-курсы у профессора Штутгартской консерватории Юлии Хамари и профессора Венской академии музыки Ральфа Деринга, разрываясь между домом и Веной. Оттачивала вокальное мастерство у чешского профессора Евы Блаховой.
В оперном искусстве, кроме таланта и везения, большое значение имеет умение работать над собой, необходимо чаще быть ученицей. Прежде всего, пение — это интеллект и постоянное самосовершенствование.
По приглашению дирекции оперного театра Анкары в Турции исполняла партию Царицы ночи из “Волшебной флейты” Моцарта, одну из самых сложных в мировой оперной литературе. В репертуаре нашего театра “Флейты” нет, но мои выступления прошли с большим успехом в Турции.
Представляла оперное искусство Чувашии на международном фестивале оперы на Кипре. Выступала в монастыре Беллопанс, расположенном в удивительно красивом месте на берегу Средиземного моря. Нас принимали очень тепло.
В 2003 году участвовала в фестивале Петера Дворского в Чехии. С Дамиром Басыровым, ведущим солистом Пражской оперы, однажды дали большой сольный концерт. Также спела с Карелом Готтом, “чешским соловьем”.        
— В вашем гастрольном списке много испанских городов.
— Я дважды выступала в Испании. Первый раз, в ноябре-декабре 2003 года, в течение полутора месяцев давала концерты с симфоническим оркестром Нижегородского театра оперы и балета. Программа была очень насыщенной, нередко выступала два раза в день. Пела во Дворце музыки Мадрида, в роскошных залах Барселоны, Гранады.
В 2007-2008 годах выступала с нашим оркестром в “Рождественском фестивале” Иоганна Штрауса. С родными музыкантами гораздо приятнее выступать. Побывали в Валенсии, Сантьяго, Ла-Корунье, Порту, Гвадалахаре. В столице Португалии, Лиссабоне, выступили в Колизее, где прекрасная акустика и 2500 мест для зрителей. На Азорских островах, затерянных в Атлантическом океане, дали два концерта за день.
— Как там принимали?
— Хотя билеты были недешевые, залы были полные. Нас тепло принимали, устраивали горячие овации. Особым темпераментом отличались португальцы с Азорских островов. После выступления из зала кричали “Вива, Мария!”

В чем магия искусства?
— С кем из отечественных звезд оперного искусства довелось встречаться и вместе выступать?
— Я выступала на сцене с народными артистами СССР Ириной Архиповой, Владиславом Пьявко, Зурабом Соткилавой, Марией Биешу, Борисом Штоколовым. Также благодарна знаменитому американскому тенору Томасу Хэмпсону, пианисту Дмитрию Башкирову, скрипачу Виктору Третьякову, виолончелистам Мстиславу Ростроповичу и Наталии Гутман.
— Я заметил, что на вашем выступлении в опере Верди “Травиата”, спектакле Пуччини “Тоска”, которые являются одними из самых зрелищных, зрители нередко вытирают слезы. Что это?
— Секрет прост. Я стараюсь петь с чувством, вжиться в образ, будить эмоцию. Когда исполняю роль Виолетты из “Травиаты”, Флории Тоски из одноименной оперы, чувствую себя так, как будто это я, а не они умирают. До слез жаль героинь! Наверное, это чувство передается зрителю. В этом магия искусства.
— Вы нередко выступаете с концертными программами. Какой их репертуар?
— В России давала сольные концерты в Концертном зале “Россия”, Концертном зале Государственного музея музыкальной культуры имени Глинки, в Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Самаре, Екатеринбурге.
Кстати, во время московских выступлений компанией “Gold music” был записан и потом выпущен мой сольный диск. Обычно в репертуар включаю редко исполняемые оперные арии. К примеру, партию Февронии в постановке “Сказания о невидимом граде Китеже” Римского-Корсакова, партию Саломеи из спектакля “Саломея” Рихарда Штрауса.
Также исполняю романсы и песни русских и западноевропейских композиторов. В программах неизменно представляю музыку чувашских композиторов, прежде всего Анисима  Асламаса, Григория Хирбю.

Перед каждым выступлением волнуюсь
— Где репетируете, готовитесь к спектаклю?
— Репетирую только в театре. Дома могу сесть за музыкальный инструмент и тихо разучивать партию. Или поставить записи, клавир любой оперы. У меня своя домашняя нотная библиотека. В день перед выступлением стараюсь меньше есть, больше отдыхать и как можно меньше разговаривать.
Профессия требует постоянного эмоционального включения. Ты на виду и вынужден оправдывать ожидания тех, кто смотрит на тебя. Каждый спектакль требует большой затраты энергии и потери веса до двух килограммов. Длительные переезды и выступления во время гастролей связаны с большими нагрузками. Несколько часов нормального сна и желательно одиночества помогают снять усталость и стресс.
— В чем еще находите поддержку?
— Я верующая, православная. Мой духовный наставник отец Виталий, который раньше служил в Чебоксарском храме в честь иконы Божией Матери, теперь служит в Московском храме Державной иконы Божией Матери в Чертанове.
Всегда, перед каждым выступлением на сцене волнуюсь и прошу у Бога благословения. Нередко пою “Аве Марию”.  Даже исполняла духовную музыку Каччини, Баха, Гуно в новочебоксарском храме, где хорошая акустика. Дорожила знакомством с настоятелем Собора отцом Илией.

И в горе, и в радости вместе
— Расскажите про свою семью.
— С будущим мужем Сергеем познакомилась в музыкальном училище на первом курсе. Он красиво ухаживал за мной, постоянно дарил цветы, и через год мы поженились. Оба затем окончили Нижегородскую консерваторию. Сергей работает в оперном театре, но не поет. Он поддерживает меня делами и советами.
Сын Саша, к сожалению, трагически погиб в возрасте 19 лет, когда учился на третьем курсе Нижегородского лингвистического университета. Он всегда в моем сердце.
— Какой у вас круг общения в обычной жизни? С кем дружите?
— Дружу с родными сестрами, братьями и племянниками. У меня есть близкая подруга Нина Хрисановна Зайцева. Она врач по профессии. С ней сблизились со школьных лет. Сейчас дружим семьями, часто встречаемся. Как говорится, и в горе, и в радости вместе.
 

 

Григорий ВАСИЛЬЕВ, внештатный корреспондент газеты “Грани”
  • Мария Еланова — народная артистка Чувашии.
  • Фото из архива Чувашского театра оперы и балета