Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Марат Никитин: Следующий фильм — о Нарспи

На церемонии закрытия Чебоксарского международного кинофестиваля режиссер Марат Никитин получил статуэтку “Анне” за лучшую режиссуру.Марат Никитин:  Следующий фильм — о Нарспи Чебоксарский кинофестиваль-2015

На церемонии закрытия Чебоксарского международного кинофестиваля режиссер Марат Никитин получил статуэтку “Анне” за лучшую режиссуру.


1

Сразу двух наград удостоился фильм “Хорло” режиссера Марата Никитина на прошедшем Чебоксар­ском международном кинофестивале. Первая — приз за лучшую режиссуру, а вторая — специальный диплом жюри главной героине, актрисе Рузалии Зайнуллиной — за философское осмысление образа современной женщины.
Узнав о том, что “Хорло” участвует в конкурсной программе фильмов малых народов, “Грани” с трепетом ждали решения жюри, потому что режиссер — наш, новочебоксарский. И победа Марата Никитина для нас особенная.
В дни работы фестиваля мы пригласили его в редакцию. Встреча получилась душевной. Надеемся, молодой режиссер еще не раз даст повод гордиться своими победами нам, его землякам.

— Марат, Чувашия немного знакома с твоим фильмом. В прошлом году ты его снимал в республике, и СМИ писали об этом. А вот о тебе известно мало. Расскажи о себе.
— Родился и вырос в Новочебоксарске, учился в 10-й школе, потом в химико-механическом техникуме. После окончил кооперативный институт в Чебоксарах. Немного занимался бизнесом, торговал, но было скучно и неинтересно. В 2004 году начал снимать кино — любительское.
Знаний о том, как снимать, не было, поэтому по­ехал учиться в Москву, на краткосрочные курсы Александра Митты.
Учеба была очень насыщенной: учили писать сценарии и снимать по ним фильмы, много информации и практики. Конечно, за неделю всего не узнал, но самое главное усвоил. Приехал домой, купил камеру и написал первый сценарий.
Тогда я находился под впечатлением от работ Мартина Скорсезе, а именно его “Таксиста”. Мой фильм чем-то был похож на его ленту. Главный герой ездит на такси по городу, вокруг него весь криминальный мир — наркоманы, проститутки, а он такой современный Робин Гуд, борец за справедливость. Это был эксперимент, проба пера.
Познакомился с молодыми артистами театра юного зрителя и русского драмтеатра. Они и снимались в фильме. Это было интересное время, время познания, набирания опыта.
Затем написал еще один “криминальный” сценарий. В этот раз Робином Гудом стала девушка, которая разводила богатых на деньги, помогала больной маме, спасала родных.
— Откуда такая любовь к криминальным историям?
— Мое детство и юность пришлись на 90-е. А кто из мальчишек тогда не увлекался фильмами Форда Копполы? Но в моих картинах всегда торжествовала справедливость и хеппи-энд был неизбежен. Другого финала даже не представлял.
Потом еще несколько подобных сценариев написал. Был фильм, в котором все преступления возвращаются к главному герою в видениях и снах. Он страдает, переживает и в конце погибает. Позже понял, что хочу снимать совсем другое кино. Я хотел большего.
Вновь поехал в Москву, но уже для того, чтобы по­ступить во ВГИК. На экзамене меня спросили про Фасбиндера. А я ни одного его фильма не смотрел и даже имени не знал. Потом только выяснил, что это известный немецкий режиссер, жил очень насыщенной жизнью и умер в 37 лет. В 70-80-е годы снимал по две-три ленты в год. Одна из самых известных — “Берлин-Александерплац”.
А тогда я растерялся. “Как вы можете поступать во ВГИК, если о кино ничего не знаете!” — застыдили меня. Купил кучу фильмов на DVD-дисках, в основном классику. За год пересмотрел все. На следующий год поступил на Выс­шие режиссерские курсы, на курс Меньшова. Два года учился очно.
— Одной из твоих студенческих работ стал фильм “Никита”, который, несмотря на “ученический” статус, получил много наград на фестивалях.
— Да. В 2011 году мы получили диплом открытого молодежного медиафестиваля “Столица победы”, в 2012-м — первое место на IV Всероссийском фестивале медиатворчества “Волшебный мир” в номинации “Игровое кино” (Рязань).
Затем была победа на Международном фестивале социального короткометражного кино “Naked King” в Риге в номинациях “Лучшая операторская работа” и “Лучший звук”. Второе место фильм получил на 7-м Международном молодежном фестивале “Славянская юность: мечты и надежды” (Москва). А в 2013 году стал
лауреатом интернет-фестиваля авторского кино ISFF-2013 в Нью-Йорке.
Фильм я снял по одноименному рассказу Андрея Платонова. Мне очень нравится его стилистика и близки его философские взгляды на жизнь, его отношение к природе.
— А нынешнюю картину “Хорло” снял по сценарию бывшего буддийского монаха?
— Аюша Тенчой — человек интересный и разносторонне образованный. Он родом из Бурятии, еще мальчиком стал послушником в буддийском монастыре. Более десяти лет изучал буддизм в Монголии, Тибете и Индии.
Мы познакомились, и я сказал: “Давай вместе создадим что-то интересное”. Он написал сценарий, нашел деньги на картину.
Я и сам в тот момент сильно увлекался буддизмом, мне интересно познавать жизнь и себя, находить ответы на вопросы. Наша работа как раз об этом, о самопознании, о том, как найти силы, чтобы идти дальше и совершен­ствоваться, о поиске любви. У фильма есть слоган “Впусти в свое сердце любовь”. Мне кажется, эта фраза раскрывает всю идею картины.
— Судя по описанию, сюжет фильма довольно простой и незамысловатый.
— Так и есть. Сделано это намеренно. Каждый режиссер и художник ищет свой стиль, и я на этом пути. Каждый фильм — это подтверждение или отрицание своих идей и мыслей. Иногда даже не понимаешь, как рождается кино. Трудно предсказать, во что выльется изначальная история. Съемки — процесс творческий. В картину свое видение вносят не только сценарист и режиссер, но и художник, оператор, актеры.
Я хотел передать через фильм свое отношение к жизни, свой взгляд на мир, на проблемы, на человека и взаимоотношения людей, его отношения с природой. И увлечение буддизмом тут сыграло свою роль, конечно.
Ничто не должно было отвлекать от главной мысли, именно поэтому не стали приглашать известных актеров, хотя их присутствие сделало бы фильм узнаваемым. Мы намеренно ушли от яркой игры артистов, хотелось, чтобы они не играли, а проживали жизнь.
— Изначально планировали снимать картину в Бурятии, а потом решили в Чувашии. Почему?
— Я ездил в Бурятию, изучал местность, фотографировал. Но поездка эта вышла бы слишком дорогой, мы бы ее не осилили.
В съемках очень помогло Министерство культуры Чувашии — обеспечило транспортом, жильем. Некоторые деревенские жители даже сыграли небольшие роли в картине.
Мы снимали в Красноармейском, Мариинско-Посадском, Канашском районах, в больнице в Чебоксарах. Места у нас красивые, а люди отзывчивые. Я рад, что все так получилось. У нас богатая история, много легенд, которые, думаю, неплохо было бы оживить в картине.
— В Москве фильм уже демонстрировали. Не думал о специальном показе в Новочебоксарске?
— Это был закрытый показ, презентация книги с рассказом, ставшим основой сценария фильма. А о демонстрации его в Новочебоксар­ске думаю. Очень хочется, чтобы картину увидели родные и земляки на большом экране.
— Над следующим фильмом думаешь? Он будет о Чувашии?
— Я бы хотел снять “Нарспи”. Не сказку для взрослых, не поэтическое произведение, а совсем другое — нечто реалистичное с историческими дополнениями.
В фильме не будет стихов, но в то же время хотелось бы сохранить поэтичность истории. Как это сделать? Вот над этим сейчас вместе со сценаристом Еленой Коченовой как раз думаем. Собираем материал для картины. Это будет необычный фильм, от “Нарспи” там останется только сюжет.
 — Как часто бываешь на родине?
— Один-два раза в месяц. У меня крепкие связи с родиной, навещаю родителей постоянно.
— О чем мечтаешь?
— Хотел бы поехать в Америку поучиться.
— А что, кроме кино, еще интересует в жизни?
— Очень люблю фотографировать, читать книги. Обожаю музыку, дружу с ребятами, исполняющими инди, панк-рок. Неплохие есть группы в России. Многие неизвест­ны широкой публике, но очень талантливы. Им бы помочь, жизнь наша стала бы другой, более интересной.
— Планируешь свою жизнь?
— Конечно. И в планах много всего интересного.
— Сколько фильмов думаешь снять?
— Вот этого не знаю. Как получится.

  • На церемонии закрытия Чебоксарского международного кинофестиваля режиссер Марат Никитин получил статуэтку “Анне” за лучшую режиссуру.