Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Комсомол — это вечная молодость

0

Крупнейшая железнодорожная артерия в мире
27 октября 1895 года, 115 лет назад, было завершено строительство первой линии Транссибирской железнодорожной магистрали (первоначальное название Великий Сибирский Путь). Теперь это самая длинная железная дорога в мире.
Ее строительство началось в начале марта 1891 года на участке Миасс — Челябинск, а официально было открыто несколько позже — 19 (31) мая в районе Владивостока в присутствии цесаревича Николая Александ­ровича (будущего императора Николая II). Более четырех лет потребовалось на прокладку первой линии, а регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами Владивостоком и Дальним началось в июле 1903 года. При этом часть пути пролегала через Маньчжурию, а через Байкал поезда переправляли на специальном пароме.
18 сентября (1 октября) 1904 года между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился уже непрерывный рельсовый путь благодаря строительству Кругобайкальской железной дороги (официально принята в постоянную эксплуатацию в октябре 1905 года). До этого Центральная Россия сообщалась с восточными окраинами долгим морским путем вокруг Европы, Индии, Индокитая.
Исторически Транссибом является только восточная часть магистрали (построенная в 1891-1916 годах) от Челябинска до Владивостока длиной около 7 тысяч километров. В настоящее время длина Транссиба (9288 км) отсчитывается от Москвы. Высшая точка пути — Яблоневый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена полная электрификация дороги, по которой ежегодно перевозят до 100 миллионов тонн грузов.
До недавнего времени по самому длинному в мире пассажирскому железнодорожному маршруту курсировал поезд № 53/54 Харьков — Владивосток (9714 км пути проходил за 174 часа). В настоящее время на этом участке сохранено курсирование вагонов беспересадочного сообщения, из них самым дальним в мире является Киев — Владивосток (расстояние 10259 км, время в пути 188 часов). Поезд Транссиба № 1/2 “Россия” преодолевает расстояние от Москвы до Владивостока за 6 суток 2 часа.
Ученый, не ждавший милостей от природы
27 октября исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося отечественного селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Он появился на свет в семье мелкопоместного дворянина, служившего на Тульском оружейном заводе имени Пет­ра I приемщиком оружия. Выйдя в отставку, Владимир Иванович поселился в своем поместье Вершина. Занимался там садоводством и пчеловодством, а от Вольного экономического общества получал специальную литературу и семена сельскохозяйственных культур.
Иван Мичурин с детства помогал отцу (мать умерла от горячки, когда мальчику было 4 года) и страстно увлекся садоводством. Образование получил сначала дома, а затем в Пронском уездном училище Рязанской губернии, которое окончил в 1872 году, после чего готовился к поступлению в Петербургский лицей. Однако отец внезапно тяжело заболел, имение ушло за долги, и юный Мичурин оказался на попечении дяди и тетки. Поселился в городе Козлове, почти не покидая его до конца жизни. Работал коммерческим конторщиком железнодорожной станции, товарным кассиром, помощником начальника станции, монтером часов и сигнальных аппаратов. После женитьбы открыл и собственную часовую мастерскую, а свободное время посвятил созданию новых сор­тов плодово-ягодных культур. Для этого Мичурин в 1875 году взял в аренду за три рубля в месяц пустующую городскую усадьбу в окрестностях Козлова площадью около 500 кв. м. Вскоре усадьба была переполнена растениями, и еще дважды Мичурин, мобилизуя все средства, кредиты и работая с семьей до изнеможения, приобретал новые земли.
С 1888 года купленный у священника участок близ слободы Турмасово (в 7 километрах от Козлова) стал одним из первых в России селекционных питомников. Через несколько лет там имелись тысячи гибридных сеянцев сливы, черешни, абрикоса и винограда.
Летом 1912 года канцелярия императора Николая II послала к Мичурину одного из своих чиновников полковника Салова, весьма удивленного скромным видом усадьбы и бедной одеждой ее владельца, которого принял сначала за сторожа. Через полтора месяца Мичурин получил два креста: Анну 3-й степени и Зеленый крест “за труды по сельскому хозяйству”.
В годы Первой мировой войны Мичурин нашел экспериментальное подтверждение ряда своих взглядов по закону наследования у растений и методикам выведения сор­тов, и почти каждый номер журнала “Прогрессивное садоводство и огородничество” начинался его передовицей.
После Октябрьской революции 1917 года Мичурин в только что организованном уездном земельном отделе заявил о желании работать для новой власти. В 1918 году Народный комиссариат земледелия принял национализированный питомник в свое ведение, утвердив Мичурина в должности заведующего. К 1920 году Мичурин вывел там свыше 150 новых гибридных сор­тов плодовых растений (яблонь, груш, вишен, слив, черешен и многих других). Ивану Владимировичу принадлежит крылатая фраза: “Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача”.
Город Козлов еще при жизни Ивана Владимировича был переименован в Мичуринск и превратился в общероссийский центр садоводства, где функционируют НИИ плодоводства имени Мичурина, Центральная генетическая лаборатория, Мичуринский государственный аграрный университет, крупные плодоводческие хозяйства. Ученый стал доктором биологии, заслуженным деятелем науки и техники, почетным членом АН СССР (1935), академиком ВАСХНИЛ (1935), кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Скончался Мичурин в 1935 году.
Новочебоксарский комсомол
29 октября — День рождения комсомола. В этот день в 1918 году на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи был образован Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), в 1924 году ставший Ленинским, а с 1926 года — Всесоюзным.
Первоначально в комсомол принимали в основном детей рабочих и бедных крестьян, но со временем социальная база ВЛКСМ расширялась. Комсомольцами становились почти все школьники по достижении 14-15 лет (наверняка большинство новочебоксарцев старшего и среднего поколений помнят процедуру приема сначала своим школьным, а затем городским комитетом ВЛКСМ, располагавшимся в здании горадминистрации). На несоюзную молодежь в советские времена сверху посматривали несколько косо, и успешную карьеру в СССР, не пройдя через ВЛКСМ, сделать было весьма проблематично.
Но каковы бы ни были тогдашние идеологические установки, наш юный город в первые десятилетия строился во многом руками молодежи, комсомольцев. Во времена перестройки в сентябре 1991 года XXII Чрезвычайный съезд объявил историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустил организацию. Правда, через некоторое время после ряда реорганизаций в России появились сразу несколько молодежных организаций коммунистической ориентации, однако их численность и влияние на несколько порядков меньше, чем когда-то были у ВЛКСМ.