Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Домофонные страдания

5103.jpgДомофонные  страдания домофон Правовед

5103.jpg


1

Кто бы мог подумать, что такая мелочь, как домофон, может испортить жизнь отдельно взятого дома или подъезда! В редакцию пришло несколько писем с просьбой разъяснить и разрешить конфликты, возникающие с соседями или домофонной компанией. Ответы на них дают специалисты и юристы.

Им не пользуюсь, а платить должна?
Домофонная компания вот уже четыре года присылает мне квитанции на оплату услуг домофона. Но этой услугой я не пользуюсь. У меня в квартире даже нет домофонной трубки, соответственно нет и связи, и никаких договоров об услугах с домофонной компанией я не подписывала.
Но упорно и регулярно мне все шлют и шлют квитанции, звонят и требуют выплатить 1 тысячу рублей. При этом утверждают, что это сумма не за услуги домофона, а за входную дверь.
Разве дверь не общедомовая соб­ственность? Почему я за нее должна платить отдельно?
Горожанка

За разъяснениями мы обратились к руководителю одной из домофонных компаний, обслуживающих дома в Новочебоксарске.
В соответствии с Жилищным кодексом, если 51 процент жильцов дал согласие на установку домофона и подписал договор, то остальным придется смириться.
В наших домах есть подъезды, в которых одна-две квартиры не пользуются услугами домофона. В таких случаях не требуем оплату и берем расходы на себя. Но когда таких квартир больше, понятно, что не можем обслуживать дом в ущерб своему бизнесу.
В таких домах стоимость услуги за год для квартир, в которых установлены телефонные трубки, составляет 300 рублей. А для тех, в чьих квартирах нет трубки, 120 рублей.
Конечно, можно считать, что если нет трубки, то вроде бы жилец не пользуется услугой, но на самом деле это не так. Все-таки дом закрыт и защищен благодаря домофону.
Ирина ИВАНОВА, юрист общественной организации “Правовед”:
— Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в статье 36 Жилищного кодекса и пункте 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома).
Но поскольку в вашем случае домофон установлен и обслуживается на основании прямых договоров с домофонной компанией, то услуги по обслуживанию и ремонту домофонного устройства относятся не к жилищно-коммунальным, а к бытовым. Так как договор с данной компанией вы не заключали, то и взимать плату за услуги не имеют права.

У каждого есть право — право войти в родной подъезд
Имеют ли право устанавливать домофон в многоквартирном жилом доме, если нет согласия нескольких жильцов? И что делать, если домофон установлен, а ключей от двери подъезда нет?
Галина ЛЕБЕДЕВА

На вопрос читательницы отвечает старший помощник прокурора Новочебоксарска младший советник юстиции Алексей СТЕПАШИН.
При установлении домофона в многоквартирном доме следует руковод­ствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и гражданским законодательством.
Владение и пользование общим имуществом в многоквартирном доме осуществляются по соглашению участников долевой собственности, в случае недостижения согласия — в порядке, установленном судом (ст. 247 ГК РФ, ст. 44-46 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 164 ЖК РФ общее собрание собственников осуществляет непосредственное управление домом, которое согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ должно обеспечивать в том числе и решение вопросов пользования общим имуществом, в част­ности, возможность установки домофона.
Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 проц. голосов общего числа голосов.
Часть 1 ст. 46 ЖК РФ устанавливает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, по­ставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании. Такое решение в соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, кто выразил свое несогласие или не участвовал в голосовании.
В то же время согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
При этом собственник помещений в многоквартирном доме вправе запросить документы по проведению общего собрания по данному вопросу и самостоятельно оценить все параметры законности принятого решения или удостовериться в отсутствии таковых документов.
Кроме того, компания, установившая домофон, не вправе ограничивать права части жильцов, препят­ствуя доступу собственников к жилым помещениям, должна настроить и сообщить жильцам код набора цифр для открывания входной двери многоквартирного жилого дома и выдать ключи.
В ином случае собственник вправе обратиться в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании на основании п. 1 ст. 30, ст. 11 ЖК РФ, ст. 247 ГК РФ.

  • 5103.jpg