Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Гонка за миллионом

23.12.2005 /
6

Осенью 2005 года Президент России Владимир Путин объявил о начале реализации национального проекта в сфере образования. Согласно ему три тысячи инновационных школ в России (в Чувашии 33 учебных заведения) получат премии в 1 миллион рублей. Будут поощрены и лучшие учителя (104 человека в нашей республике). За высокое качество работы им вручат по 100 тысяч рублей каждому. Лучших педагогов и школы будут определять ежегодно. Это премии Президента России. Кроме того, Президент Чувашии Николай Федоров учредил для образовательных учреждений и учителей свои гранты в 200 тысяч и 10 тысяч рублей соответственно. Согласитесь,  неплохие стимулы для педагогов. Только как войти в число счастливчиков?

Стань миллионером
Вот лишь некоторые критерии отбора школ: в учебном заведении должны быть высокие результаты обучения, использоваться современная техника. Оцениваются условия для получения дополнительного образования, безопасность учащихся, участие образовательного учреждения в конкурсах, позитивное отношение выпускников к учебному заведению… Обязательные условия — существование попечительского совета, наличие программы развития. Кроме того, образовательное учреждение должно иметь статус ресурсного центра, опорной школы или экспериментальной площадки. Все это сужает круг претендентов.
В январе 2006 года заявки будут собраны в Центре новых образовательных технологий. Потом они пройдут экспертизу. Для того, чтобы отбор прошел максимально открыто, по мнению министра образования и молодежной политики ЧР Галины Черновой, к обсуждению соискателей необходимо привлечь общественность — родителей, работодателей, выпускников школ, представителей журналистского сообщества. Именно с этой целью 17 декабря в республике прошел День общественной экспертизы школ и учителей. Состоялся он и в Новочебоксарске.

День общественной экспертизы
На премии Президента РФ и гранты Президента ЧР в нашем городе пока претендуют два учебных заведения: гимназия № 6 и лицей № 18. Однако школ-соискателей может быть и больше. Автор данного материала стал участником общественной экспертизы в гимназии. Оценить ее работу пришли также избранный в данном микрорайоне депутат городского Собрании Михаил Шибаев, председатель попечительского совета гимназии Сергей Михеев, начальник управления образования Владимир Матвеев и его заместитель Александр Осокин, представители горадминистрации и городского радио, родители учеников.
Состоялась презентация, на которой директор гимназии Владимир Ющенко, педагоги рассказали об успехах учебного заведения. Перечислять их — долгое дело, о многом “Грани” писали в нынешнем и в предыдущие годы. Например, о том, что ежегодно гимназия собирает самый богатый урожай наград на городской научно-практической конференции школьников “Наука. Творчество. Развитие”, гимназисты сдают ЕГЭ чуть ли не лучше всех в городе, библиотека и медиатека учебного заведения считаются одними из самых “продвинутых” среди школьных в Новочебоксарске. Процент поступаемости выпускников шестой в вузы России зашкаливает за 90… И это далеко не полный перечень.

Дискуссия
Согласен с директором гимназии № 6 Владимиром Ющенко, заявившим на презентации: “Если не мы, то кто?” Попробуйте из всех новочебоксарских школ выделить две, достойные миллиона. При мало-мальски объективном отборе, думаю, это будут лицей № 18 и гимназия № 6. Если же выбирать три, четыре или пять учебных заведений, то тут, как говорится, возможны варианты. На сайте Министерства образования и молодежной политики ЧР провели опрос: “Какую школу считаете лучшей?” Большинство респондентов назвали… ту, в которой учились. Согласитесь, что аргументация, мягко говоря, хромает. Стоит ли тогда принимать во внимание мнения родителей и выпускников, заведомо предвзятые?

Почти по Дарвину
Если споры возможны в таком более-менее очевидном вопросе, то представляю, какая буря поднимется при обсуждении кандидатур конкретных учителей. Во-первых, работу педагога сложно оценить объективно. Во-вторых, отбора претендентов в таком массовом количестве раньше просто не проводили. Это признает и министр Галина Чернова: “Процесс отбора может стать довольно сложным с организационно-технической точки зрения…” Действительно, что брать за основу? Стаж? Квалификационную категорию? Принадлежность педагога к гимназии или лицею? Однако и в не блещущих успехами учебных заведениях найдутся классные специалисты, разработавшие авторские методики преподавания.
Как считают в министерстве, главные критерии отбора: для школ — внедрение инноваций, для учителей — работа на результат. Иначе говоря, успехи учеников на олимпиадах, участие педагога в профессиональных конкурсах, проектах, использование им передовых образовательных технологий.
Чем закончится отбор, покажет время. А пока в начале 2006 года в республике планируется провести фестиваль инновационных школ.