Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Посвящается Кокелю

Посвящается Кокелю Выставка культура кокель

Посвящается Кокелю


2
13 марта в 14.00 в залах Чувашского государственного художественного музея открывается выставка видного представителя русской художественной школы конца XIX - начала XX вв., основоположника чувашского профессионального изобразительного искусства, создателя высшего художественного образования Украины и Харьковской школы академического рисунка, профессора Алексея Афанасьевича Кокеля.

Алексей Кокель - первый и единственный чуваш, окончивший Российскую Императорскую академию художеств. Его соучениками в академии были И. Бродский, Г. Горелов, М. Греков, Б. Григорьев, С. Зенков, Н. Фешин, П. Филонов, В. Шухаев, А. Яковлев и др. Многие из них заняли впоследствии далеко не последние места в истории русского и советского искусства.

Творчество А. Кокеля середины и конца 1900-х гг. отмечено "дыханием" Востока, проникшим в Россию через западноевропейское искусство ("Восток вернулся через Запад"). В ранних произведениях художника заметны поиски специфики национального художе­ственного языка: «Улица в селе Тарханы», 1904; «Портрет чувашки», 1905; «Петушки», 1907.

В 1910 году, будучи еще учеником Академии, Кокель вошел в первую по времени авангардную организацию российских художников "Союз молодежи", что оказало влияние на особенности художественного языка его живописи. В том же году (март-апрель) он экспо­нент первой выставки объединения в Петербурге, а в июне-августе международной выставки «Русский сецессион» в Риге.

Оценивая значение дипломной картины Кокеля «Чайная» на отчетной выставке Академии художеств 1912 г., И.Е. Репин, как художник, внимательно следивший за художественными процессами и тонко чувствовавший происходящие социальные изменения в России, отметил следующее: «Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских. Вспоминается только ...с большой силой полотно того художника (А. Кокеля), который написал картину «Чайная», в ней есть оригинальность и типичность».

А. Кокель в своей картине «Чайная» сумел поднять и обобщить единичное, происходящее в столичном трактире, до уровня особенного явления, присущего всей Рос­сии. «Чайную» Кокеля можно поставить в ряд известных произведений социального звучания предреволюци­онного десятилетия России XXв.: «Вихрь» Ф.А. Малявина; хо­ровые работы Н.И. Фешина; «Чаепитие» Н.Н. Сапунова; цикл произведений «Расея» Б.Д. Григорьева, крестьянскими образами П.Н. Филонова.

В 1913 г. - в канун войны - журналы «DIEKUNSTFURALLE», «JUGEND» и известное берлинское издательство «RICHBONG» обращаются к автору «Чайной» за разрешением поместить репродукцию данной работы в своих изданиях. Это был несомнен­ный успех экспонента Международной художественной выставки в Мюнхене, в то время столице европейского искусства. И в этом признании ключ к осмыслению значения картины Кокеля как художественного явления мирового уровня.

Неоценим вклад славного сына чувашского народа в художественную культуру Украины. С января 1916 г. А. Кокель начал работать преподавателем рисунка, живописи и композиции Харьковского художественного училища. Впоследствии стал основоположником харьковской школы академического рисунка, основателем и первым ректором Харьковского художественного института (ныне – Харьковская государственная академия дизайна и искусств), одним из организаторов высшего художественного образования в Украине.

Созданная А. Кокелем Ассоциация художников Червонной Украины позволила объединить в конце 20-х – начале 30-х годов художников самых различных стилей и направлений, впоследствии стала основой Союза художников Украины (ныне – Национальный Союз художников Украины).

В экспозиции выставки представлены произведения художника харьковского периода: «Портрет Э.А. Блох». 1918; «Извозчик». 1919; «Беспризорник Ванька». 1924; «Единоличница». 1920-е гг.; «Селянин». 1920-е гг.; «Ликбез». 1935; «Отдых бойцов». 1946-1947-е гг. и другие.

Дополнительную информацию о работе выставки пожно получить по телефону: (8352)63-63-43; (8352)63-60-09.