Заправляйтесь, на ценник не смотрите

Зампред наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер”, член экспертного совета конкурса “АЗС России” Дмитрий ГУСЕВ.
Биржевые цены на бензин бьют рекорды. Котировки марки АИ-95 достигли более 66 тыс. рублей за тонну — пика с сентября 2024 года, а АИ-92 — более 63 тысяч. На АЗС пока всё спокойно, цены хоть и умеренно растут, но сильно отстают от инфляции. По данным Росстата, бензин с начала года подорожал в среднем на 2,7%, а потребительские цены выросли на 3,6%.
Основной вопрос остается открытым — потянутся ли розничные цены на бензин за биржевыми, которые с начала июня выросли на 11,3% для АИ-92 и на 7,6% для АИ-95. Для бензина лето и начало осени — сезон высокого спроса, на этот период приходится основной рост розничных цен. Причем последние два года именно к концу лета ценники на АЗС догоняли средний уровень инфляции по стране.
“Российский рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом. Товарные запасы автомобильного бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах достигли 1,8 млн тонн, что на 2% превысило показатель начала прошлого года”, — сообщил директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон РУБЦОВ.
То есть причин для волнений вроде быть не должно. Однако биржевые котировки растут, несмотря на снижение цен на российскую нефть и на укрепление рубля. Торги происходят по рыночным законам, и рост котировок в существующих условиях объясним недостатком предложения на торгах. Но и оно почти не снизилось. Впрочем, возможно, при росте спроса объемы предложения должны были увеличиться. Неслучайно ФАС 17 июня сообщила, что направила запрос в “Газпром” о причинах снижения реализации топлива на бирже.
“Сейчас в России нет проблем с доставкой топлива до регионов, как и с повышенным спросом и с запасами бензина и ДТ. Для лета ситуация с топливом хорошая. А все попытки объяснить, почему на бирже сейчас происходят те или иные движения, не более чем спекуляции”, — отметил зампред наблюдательного совета ассоциации “Надежный партнер”, член экспертного совета конкурса “АЗС России” Дмитрий ГУСЕВ.
Мнения
Управляющий партнер NEFT Research Сергей ФРОЛОВ:
— Рост котировок — естественное сезонное явление, связанное с ростом спроса. При этом в этом году спрос растет медленнее, чем год назад.
Сравнение же с 2023-м некорректно в принципе, поскольку с учетом высокой инфляции и резкого роста акцизов на топливо цены должны быть на гораздо более высоких уровнях, чем мы наблюдаем сейчас.
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open oil market Сергей ТЕРЕШКИН:
— Рост биржевых цен на бензин связан с сокращением субсидий для
нефтеперерабатывающих заводов. В мае выплаты по демпферу, то есть компенсация нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных, составили 42,5 млрд рублей, это меньше на 32%, чем месяцем ранее, и на 79%, чем в мае 2024‑го. Сокращение субсидий влечет за собой падение маржинальности нефтепереработки.
В этой ситуации у нефтяников нет иного выбора, кроме как компенсировать потери за счет повышения биржевых цен.
По материалам приложения “РГ” “Экономика Поволжья” от 19 июня








