Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Это что за перевод? Куда обращаться, если банк блокирует ваш счет

Россияне не обязаны отчитываться банкам о переводах, но без объяснений деньги часто не разморозить.  Фото “РГ”Это что за перевод? Куда обращаться, если банк блокирует ваш счет Личные финансы “Грани” — партнер “РГ”

Россияне не обязаны отчитываться банкам о переводах, но без объяснений деньги часто не разморозить.  Фото “РГ”

Юрий ВОРОНИН,  главный финансовый уполномоченный РФЭто что за перевод? Куда обращаться, если банк блокирует ваш счет Личные финансы “Грани” — партнер “РГ”

Юрий ВОРОНИН, главный финансовый уполномоченный РФ


Россияне начали жаловаться на блокировки безналичных денежных переводов банками под предлогом защиты от мошенников. Особенное возмущение вызывают случаи заморозки переводов самому себе в другой банк, из-за чего люди временно лишаются возможности распоряжаться своими деньгами. Банк России, Росфинмониторинг и финансовый уполномоченный называют обоснованные жалобы единичными, но с готовностью объясняют причины, по которым банки блокируют переводы, и куда жаловаться, если это произошло.


Проверка законности
Основными причинами блокировок денежных переводов могут быть требования сразу двух законов, а также общий тренд на усиление борьбы банков с мошенничеством. Во-первых, речь идет о соблюдении закона № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма. Во-вторых, об исполнении банками требований № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”, который регулирует денежные переводы в России.
Кроме того, банки обязаны самостоятельно разрабатывать и применять собственные антифрод-системы, опираясь на методические рекомендации Центробанка. В зависимости от настроек этих систем и внутренних правил банка денежные переводы могут попадать под блокировку и проверки реже или чаще. Также у сотрудников банков есть право запрашивать у клиентов документы по операции для проведения проверки законности перевода или платежа.
Практика показывает, что лучше пойти банкирам навстречу, хотя, строго говоря, закон не предусматривает обязанности клиента давать отчет о своих денежных переводах. В противном случае разморозка денег может затянуться. То же самое касается и личного визита в отделение банка с паспортом. При этом сотрудники банка обязаны строго соблюдать банковскую тайну и не разглашать полученные от клиентов сведения.

По базе
“Банки обязаны проверять переводы на признаки мошенничества и при наличии таких признаков приостанавливать операции, это предусмотрено законом: частями 3.1 и 3.4 статьи 8 № 161-ФЗ. В этом случае банк должен предупредить клиента, что платеж может быть совершен на реквизиты злоумышленников. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России о мошеннических операциях”, — рассказали в пресс-службе Центробанка.
Если информация о получателе денег содержится в специальной базе данных Банка России о мошеннических операциях, перевод приостанавливается даже в том случае, когда клиент настаивает на нем или пытается совершить повторную операцию во время двухдневного периода охлаждения, подчеркнули в ЦБ.
“При этом банк сообщит человеку тем способом уведомления, который предусмотрен договором, что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на этот же подозрительный счет, то банк обязан незамедлительно исполнить такое поручение и финансовую ответственность за это нести не будет”, — пояснил представитель регулятора.
В Банке России обратили внимание россиян, что банк обязан проводить антифрод-мероприятия даже в тех случаях, когда клиент переводит деньги на свой счет, открытый в другом банке. “При появлении обоснованных подозрений о мошеннической операции для ее предотвращения банк обязан принимать предусмотренные законом меры. При возникновении споров с банком гражданин может прибегнуть к услугам финансового омбудсмена или обратиться в суд”, — добавили в ЦБ.

Есть основания
Со своей стороны в Росфинмониторинге разъяснили, что с 1 июня 2025 года ведомство получило более широкие полномочия приостанавливать денежные переводы. Это произошло на основании изменений, внесенных в текст закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года. Главное основание блокировки в этом случае — это “наличие достаточных оснований, свидетельствующих о приобретении денежных средств или иного имущества в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов”.
“В рамках реализации нового полномочия могут быть приостановлены исключительно операции с денежными средствами и иным имуществом, в отношении которых есть достаточные и предварительно подтвержденные основания полагать преступный характер их происхождения. Таким образом, подавляющая часть ежедневно совершаемых операций граждан и организаций никак не будет затронута и продолжится в обычном режиме”, — отметили в Росфинмониторинге.
Когда он приостанавливает какую-либо операцию, то обычно деньги замораживаются на срок не более 10 дней. Однако в случае, если решение принято на основании информации компетентного органа иностранного государства, срок увеличивается до 30 дней.
Если человек столкнулся с блокировкой перевода по № 115-ФЗ, оспорить действия банка он сможет только обратившись в Росфинмониторинг либо через суд. Во всех остальных случаях, помимо жалобы в Службу ЦБ по защите прав потребителей, люди вправе обращаться за помощью в Службу финансового уполномоченного. Так можно защитить свои права без оплаты услуг юристов и в досудебном порядке, и в последние годы этот путь решения проблем набирает популярность.

Подлежит донастройке
По словам главного финансового уполномоченного РФ Юрия ВОРОНИНА, в Службу финансового уполномоченного поступают единичные обращения, связанные с ситуациями, когда банк приостанавливает операцию или отказывает в ее совершении ввиду ее “подозрительности”.
“К примеру, в одном из недавних дел пенсионер требовал взыскать с банка проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с тем, что банк приостановил его операцию по снятию 100 тысяч рублей наличными в банкомате и заблокировал карту. Финансовый уполномоченный счел, что банк обоснованно отнес операцию к “подозрительной” и отказал в ее проведении клиенту, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Массовой эту проблему назвать нельзя, и я полагаю, что со временем она и вовсе исчезнет: банки донастроят свои антифрод-системы, проанализировав итоги их работы, а клиенты банков будут достаточно информированы о необходимом порядке действий в случае приостановки либо отказа в совершении операции, которая имеет признаки “подозрительности”, но на самом деле не связана с действиями мошенников”, — считает Юрий Воронин.
Банки же разошлись в оценке частоты жалоб на необоснованные блокировки денежных переводов. Так, в Банке ДОМ.РФ говорят, что это редкость, тогда как Газпромбанк сообщил о возросшей частоте обращений недовольных людей, связав их с ростом популярности цифровых каналов обслуживания.
Но все банки сходятся на том, что проверки клиентов проводятся ради их же блага из-за высокой активности телефонных мошенников.
"Российская газета", Федеральный выпуск: № 178 (9717)

***

Юрий ВОРОНИН, главный финансовый уполномоченный РФ:
— Закон № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” устанавливает порядок противодействия банков мошенникам и обязывает банки отказывать в совершении “подозрительной” операции.
Поскольку законодательство, устанавливающее подобные ограничения, сравнительно новое (последние существенные изменения в этой части вступили в силу в июле прошлого года), практика его применения еще не вполне сложилась. Как и не вполне сформировалось понимание граждан о том, какие действия им нужно совершить, если банк перестраховался и отказал в совершении операции, которая никак не связана с мошенниками.
***

Важно
Столкнуться с блокировкой теперь может любой человек, даже если просто переводит деньги между своими собственными банковскими счетами. Заблокировать клиенту перевод при малейшем подозрении способен любой банк России, потому что они все обязаны бороться с мошенниками.

  • Россияне не обязаны отчитываться банкам о переводах, но без объяснений деньги часто не разморозить.  Фото “РГ”
  • Юрий ВОРОНИН,  главный финансовый уполномоченный РФ