СИМ: взять и отменить
Им нипочем никакие штрафы, ни новые, ни уже несколько лет применяющиеся. Они продолжают кататься по двое (один раз даже довелось наблюдать, как втроем смогли разместиться), преодолевать пешеходные переходы не спешиваясь, разгонять мирно гуляющих пешеходов, проносясь по тротуарам с огромной скоростью. Это всё они, самокатчики…
С начала сезона крупнейшие кикшеринги “МТС Юрент”, Whoosh и пока еще не работающий в Новочебоксарске “Яндекс Go” выписали почти 27 тыс. штрафов и заблокировали 190 тысяч пользователей в России. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост штрафов операторы связывают со значительным увеличением спроса на поездки, а также совершенствованием механики выявления нарушителей. Так, летом 2024-го компании запустили чат-бот, где любой гражданин может сообщить о нарушениях с участием прокатных электросамокатов.
Сервисы также доработали собственные службы поддержки: в пиковые периоды активности службы Whoosh и “МТС Юрент” обрабатывают до 2 тыс. запросов.
А штрафы всё растут. Действенно ли?
Так, с 28 апреля штрафы за вождение электросамокатов детьми и подростками в России выросли втрое — с 10 до 30 тыс. рублей. Исключением стала Москва, там штраф составляет 100 тысяч.
Согласно оферте сервисов самокатами Whoosh могут пользоваться граждане c 16 лет, “МТС Юрент” — с 18. Эти возрастные требования значительно строже ПДД, где возраст допуска к СИМ начинается с 14 лет. Отмечается, что компании приняли решение повысить штрафы, исходя из собственной статистики: дети до 16 лет считаются самой аварийной категорией водителей.
Более того, допустивший ребенка к управлению самокатом взрослый лишится своего аккаунта в сервисе. Ему также выпишут штраф за нарушение правил.
Как отметили в пресс-службе компании Whoosh, цель повышения штрафа — донести в первую очередь до родителей, что катание детей на самокате категорически запрещено и поощрять это нельзя.
К сожалению, часто именно взрослые не видят в этом “ничего такого” и сами арендуют детям самокаты. Угроза наказания рублем должна повлиять на родителей, чтобы они строже следили за детьми и не допускали их к кикшеринговым самокатам.
У компаний есть линейка штрафов и за другие нарушения. Так, Whoosh, фирменный цвет которого желтый, за езду на самокате вдвоем штрафует пользователя на 5 тыс. рублей, неспешивание на пешеходном переходе обойдется в 1 тысячу, нарушение правил парковки — в 500 рублей.
А как уточнили в пресс-службе “МТС Юрент”, самокаты которого фиолетового цвета, управление в нетрезвом виде влечет штраф в размере 150 тыс. рублей.
Кроме того, в ближайшее время в России планируется ввести верификацию пользователей СИМ через “Госуслуги”. Пользователь, не достигший разрешенного для управления самокатом возраста, просто не сможет воспользоваться приложением.
Кстати, самое распространенное нарушение, доля которого составляет около 70%, — неправильная парковка, когда пользователи оставляют самокат в неположенном месте.
Другие частые нарушения —
- неспешивание на пешеходном переходе (15% штрафов)
- езда вдвоем на одном СИМ (10% штрафов).
Также сервисы выписывают штрафы за движение в неположенном месте.
Каждая поездка на самокате в сервисах отслеживается, поэтому при наличии фото или видеодоказательства нарушения аккаунт будет идентифицирован.
Его последний рывок
В заключение не лишним будет сообщить, что в некоторых регионах уже принято решение об ограничении передвижения электросамокатов по ночам.
Непосредственным поводом задуматься о комендантском часе стало недавнее трагическое происшествие в Екатеринбурге.
Ночью 1 мая на перекресток с работающими светофорами на запрещающий сигнал выскочил на самокате 25-летний молодой человек и попал под колеса легковой машины. Травмы оказались столь тяжелыми, что парень скончался еще до приезда скорой помощи. Водитель автомобиля — опытный, десять лет за рулем, абсолютно трезвый.
После обсуждения ситуации местные власти поддержали идею ГИБДД о запрете использования кикшеринговых самокатов с 23.00 до 6.00.
Надо сказать, что это не первый опыт запрета передвижения электросамокатов по ночам. Ранее подобный вопрос обсуждали в Тюмени. И после долгих дискуссий идею решили внедрить в жизнь. В городе передвижение на самокатах ограничат с 22.00 до 6.00 с начала сезона до 31 августа, а с 1 сентября и до конца сезона ночной режим продлят до 7.00.
ОТ АВТОРА
Чувашию, увы, тоже нельзя назвать регионом с идеальной культурой водителей СИМ и, что уж греха таить, пешеходов. К счастью, ДТП с участием самокатчиков у нас квалифицируются по большей части как легкие. Не будем утверждать, что в суровых мерах, включающих временные ограничения или полную отмену СИМ, есть необходимость. С другой стороны, превентивные действия всегда эффективнее вынужденных.
НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ
В Челябинске с 15 мая из-за роста числа дорожных инцидентов заблокировали все сервисы проката электросамокатов. И, по оценкам горожан, на проезжей части и на тротуарах стало значительно безопаснее. Местные власти отметили: они пытались урегулировать отношения с операторами кикшеринга, но до соглашения дело не дошло.
На вопрос: “А что, так можно было?” — СУ СКР по области опубликовало официальное разъяснение: “Третьим отделом по расследованию особо важных дел возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. “а” ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, совершенных группой лиц по предварительному сговору)”.
А статьей этой предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы с немалым штрафом. Группой же лиц следствие объявило операторов кикшеринга, которые “не обеспечили надлежащие условия для эксплуатации СИМ, осуществляя предпринимательскую деятельность по их прокату и аренде”.
Скорее всего, последней каплей стал случай, когда на тротуаре 12-летний школьник наехал на 64-летнего мужчину. После этого руководитель СКР Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело и выяснить, как прокат электросамокатов, разрешенный для лиц старше 16 лет, оказался доступен виновнику происшествия.
Расследование, на время проведения которого изъяли более 1,5 тысяч электросамокатов, продолжается, и дальнейшая судьба сервисов находится пока под вопросом. В СКР уже сообщили, что примут все меры для предотвращения эксплуатации СИМ с нарушением установленных требований. Уже изъятые электросамокаты в случае подтверждения их недонастроенности могут быть конфискованы и уничтожены, как это происходит с другими вещественными доказательствами по уголовным делам.