Что изменится в России с 1 мая 2025 года

Иск — действенный аргумент. Когда с продавцом не договориться, поможет только суд

Иск — действенный аргумент. Когда с продавцом не договориться, поможет только суд

Иск — действенный аргумент. Когда с продавцом не договориться, поможет только суд

Иск — действенный аргумент. Когда с продавцом не договориться, поможет только суд

Иск — действенный аргумент. Когда с продавцом не договориться, поможет только суд


Каждый должен знать свои права. Об этом говорит и многогранная судебная практика, когда к помощи правозащитных инстанций прибегают люди, которые абсолютно не осведомлены об основных положениях Закона “О защите прав потребителей”. Зачастую мы на слово верим недобросовестным продавцам, поскольку уверены, что они-то точно знают, как правильно. Мы подготовили материал с расчетом на помощь в сложных отношениях “покупатель — продавец”, который послужит памяткой в таких спорах.
Представим ситуацию: вы пришли в магазин и купили (не заказали на маркетплейсе, а именно пришли и купили) товар, не относящийся к категории технически сложных (с ними все не так просто, поэтому если напишете на kleyman@grani21.ru о необходимости рассмотреть ситуации с покупками таковых, то мы обязательно это сделаем). Придя домой, вдруг поняли, что “не мое это, надо бы вернуть”, ведь не всегда в момент покупки удается обратить внимание на все характеристики товара. Бывает, что в итоге он не подходит по форме, габариту, размеру, цвету или комплектации. Какие условия должны быть соблюдены и какие товары не подлежат обмену?
Следует помнить, что вы вправе в течение 14 дней с момента передачи вам непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В случае разницы в цене проводится перерасчет.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара вы вправе вернуть приобретенный товар и получить уплаченные за него деньги.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению в следующих случаях:

  • товар не был в употреблении (сохранен товарный вид);
  • сохранены потребительские свойства товара;
  • сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
  • имеются доказательства приобретения товара именно у данного продавца.

Однако вернуть товар надлежащего качества продавцу и потребовать возврата уплаченных денег вы вправе только в том случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения за обменом (п. 2 ст. 25 Закона “О защите прав потребителей”), уточнили в Управлении Роспотребнадзора по Чувашии.
Если же вы настаиваете на возврате средств за приобретенный товар и вдобавок обнаружили дефекты после покупки, то придется провести независимую экспертизу. В этом случае тоже есть законные нормативы.
Согласно Закону “О защите прав потребителей”, если вы предъявляете требование о проведении ремонта в рамках гарантии, то диагностику (проверку качества) проводят в течение 45 дней. Однако по соглашению сторон сроки могут быть сокращены (статья 20).
Если же вы предъявили требование о замене приобретенного товара, то продавец должен провести проверку качества товара в течение 20 дней с даты обращения потребителя к продавцу (статья 21).
А если вы обратились с требованием о возврате уплаченной за товар денежной суммы, соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, проверочные мероприятия должны быть произведены в течение 10 дней со дня заявления требования (статья 22).
Кроме того, не стоит забывать, что есть целый перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, которые относятся к невозвратным. В него входят те, что предназначены для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические, текстильные товары и другие.

Досудебно тоже можно
Теперь рассмотрим другую ситуацию, которая, кстати, встречается повсеместно. Ваша покупка полностью подходит под возврат, но продавец ни в какую не соглашается, занял принципиальную позицию. Что делать, если договориться полюбовно не получилось? И в этом случае есть решение: необходимо составить обращение в Роспотребнадзор и исковое заявление.
У такого иска много преимуществ: часто не нужно платить госпошлину, можно взыскать компенсацию за моральный вред или дополнительный штраф, выбрать удобный суд. Наконец, заявитель ничего не обязан доказывать. Именно продавец или исполнитель должны будут доказать, что с товаром, работой или услугой всё было в порядке.
Чтобы подать иск о защите прав потребителей, нужно соблюсти два условия. Во-первых, вы использовали товар для личных, семейных или домашних нужд. То же касается работ и услуг.
Во-вторых, если обязателен досудебный порядок, его нужно пройти. То есть перед подачей иска заявитель обязан подать претензию об устранении нарушений. Это обязательно, если есть претензии к следующим предпринимателям:

  • к операторам связи;
  • к перевозчикам, которые перевозят пассажиров и багаж внутренним водным транспортом;
  • к туроператорам, если речь идет о некачественном турпродукте;
  • к финансовым организациям при размере требований не более 500 тыс. рублей (банки, микрофинансовые организации, страховые компании, ломбарды и т. п. В этом случае нужно сначала обратиться к финансовому уполномоченному и попробовать урегулировать спор через него).

Еще один случай, когда претензий нет, но досудебный порядок обязателен, — это получение страховой выплаты по ОСАГО. Если потребовать ее сразу через суд, в иске откажут.
Но даже если досудебный порядок соблюдать не нужно, лучше это сделать. Если продавец не ответит на претензию или откажется устранять нарушения, потом в суде с него можно взыскать дополнительный штраф в пользу потребителя. Его размер — 50% от суммы, которую удалось отсудить, пояснили в Роспотребнадзоре.
Если претензия не дала результата, обращайтесь в суд. Но сначала отправьте копию иска со всеми приложениями ответчику и другим участникам дела.


Что в иске?

А теперь о правильном составлении заявления. В нем необходимо указать:

  • наименование суда;
  • сведения об истце (Ф.И.О., дата и место рождения,
  • место проживания, реквизиты хотя бы одного документа (паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС или ИНН),
  • реквизиты доверенности и Ф.И.О. представителя, если истец доверил ему защиту и адрес для документации);
  • сведения об ответчике;
  • что случилось;
  • требования к ответчику;
  • цену иска (стоимость товара, работы или услуги, неустойку) и ее расчет;
  • сведения о претензии, если потребитель направлял ее до обращения в суд;
  • сведения о действиях, совершенных в целях примирения сторон;
  • документы, прилагаемые к иску.


Составляем грамотно
Еще несколько немаловажных уточнений.
Если цена иска менее 100 тыс. рублей, необходимо обращаться в мировой суд, если более — в районный. При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн рублей (п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
Если цена иска превышает один миллион, то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн рублей.
В соответствии со ст. 17 Закона “О защите прав потребителей” покупатель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
В иске вы вправе заявить о взыскании с продавца процентов за пользование чужими средствами на основании ст. 395 ГК РФ.
Исковое заявление составляется в трех экземплярах. Один направляется ответчику заказным письмом с уведомлением. Второй экземпляр искового заявления с приложением копий всех документов и квитанции о направлении искового заявления ответчику — в мировой или районный суд. Третий остается у потребителя.
Если решение суда вас не удовлетворит, можно подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня вынесения решения. Решение по апелляционной жалобе вступает в силу немедленно.

  • prava-potrebitelya-pri-obnaruzhenii-v-tovare-nedostatkov.jpg
  • snapedit_1740642502321.png