Что изменится в России с 1 мая 2025 года

Красный сигнал “Светофора”

Красный сигнал “Светофора”

Красный сигнал “Светофора”


Насколько часто по результатам проверок контролирующих органов в магазинах крупных торговых сетей выявляются нарушения, настолько же ничтожным становится убеждение, что приобретать продукцию в непроверенных ларьках у местных фермеров или на рынке опасно. “То ли дело сетевые магазины — вот там-то всё строго, уж точно не отравят”, — привыкли думать многие.
Проверки таких магазинов проходят по всей стране, и их результаты порой пугают. В Москве, Красноярске, Свердловской и Ростовской областях, а на прошлой неделе в Новочебоксарске и Чебоксарах проверили магазины крупной оптовой сети “Светофор”. Результатом каждого из проведенных мероприятий стало обнаружение продукции без маркировки, ветеринарных сопроводительных документов, с истекшими сроками годности и нарушением прослеживаемости. Также выявили нахождение продуктов в холодильниках, в которых нет термометров или они вообще не работают.
Как рассказали в Управлении Россельхознадзора по Чувашии, с 3 по 7 февраля специалисты Управления в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного контроля провели выездные обследования общедоступных территорий магазинов “Светофор”, а также мониторинг безопасности в ФГИС “Меркурий”. В магазинах Новочебоксарска и Чебоксар установлены факты реализации продукции животноводства с истекшим сроком годности, без ветеринарной сопроводительной документации и маркировки, с нарушением температурного режима хранения, нарушением целостности или отсутствием упаковки.
К примеру, в новочебоксарских магазинах выявлена продажа куриных наггетсов с истекшим сроком годности и без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции. На колбасных изделиях частично или полностью отсутствовала маркировка производителя, информация о дате выработки продукции и сроке годности.
В холодильном помещении скумбрия цельная с головой продавалась в картонной коробке с этикеткой “Пикша атлантическая потр. б/г мороженая”, что вводит в заблуждение покупателей, так как информация о наименовании пищевой продукции, количестве, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения является недостоверной, пояснили специалисты.
Информация о выявленных нарушениях уже направлена в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Кстати, волна проверок в магазинах “Светофор” уже принесла первые плоды: Федеральная налоговая служба приняла решение о ликвидации АО “Инвест стандарт”, холдинговой компании, управляющей магазинами сети в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Какова судьба наших дискаунтеров? Предположим, что такая же незавидная.

Не уследил — штраф заплатил
Продавать товары по истечении срока годности запрещает закон. Если потребитель приобрел просроченный товар, он может обратиться к сотрудникам магазина. Работники торгового зала обязаны изъять из продажи аналогичные испорченные продукты и вернуть деньги за покупку.
Наказания за продажу товаров с истекшим сроком годности указаны в ст. 14.4 КоАП РФ. При этом каждый потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор, чтобы привлечь внимание контролирующих органов к конкретному магазину. Жалоба может стать основанием для проведения проверки, а проверка — для штрафа. Вот какие наказания могут получить предприниматели за продажу просрочки:

  • самозанятые — штраф от 1000 до 2000 рублей, если ситуация повторится, размер может вырасти до 5000 рублей;
  • должностные лица — штраф на сумму от 3000 до 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 15 000 рублей либо отстранение от должности на срок до одного года;
  • ИП должны будут заплатить от 10 000 до 20 000 рублей, за повторную продажу просрочки — до 30 000 рублей. Товар с истекшими сроками годности при этом может быть конфискован;
  • юридические лица — штраф от 20 000 до 30 000 рублей. За повторный проступок сумма может увеличиться до 50 000 рублей с конфискацией испорченных товаров.


Не спускайте с рук
Давайте представим ситуацию: вы ищете на полках молоко и решаете проверить срок годности, оказывается, что он закончился еще вчера. Кто-то поставит товар обратно, кто-то захочет сообщить о нарушении. Важно сделать это правильно и убедиться, что товар был утилизирован.
В первую очередь необходимо сообщить о просроченном товаре продавцу или администрации торговой точки, а также сфотографировать продукт с видимой датой и местом покупки. Если магазин игнорирует замечание, можно обратиться в местные органы контроля за качеством продукции и защиты прав потребителей.
Если вы обнаружили нарушение уже дома, сохраните товар и чек, а затем вернитесь в магазин и заявите о проблеме. Можно также сделать фотографии для документации, рекомендовали в Управлении Роспотребнадзора.
Потребовать компенсацию можно, обратившись в администрацию с чеком и товаром. Если магазин отказывает в возмещении ущерба или возврате денег, покупатель может обратиться в органы защиты прав потребителей или в суд.

***

Дмитрий ЖУКОВ, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Чувашии:
— Потребитель имеет право требовать как возврата денег за товар, так и компенсацию за моральный вред. В российском законодательстве размер такой компенсации устанавливается судом исходя из конкретных обстоятельств дела и может варьироваться. Важно, чтобы потребитель мог доказать, что его моральный вред является прямым следствием действий магазина.
Отсутствие чека не всегда является препятствием для возврата или компенсации. Вы можете обратиться к продавцу с товаром и указать на несоответ­ствующую дату.
Если сотрудник потребует доказательств, сошлитесь на свидетельские показания или видеосъемку, которая ведется на территории торговой точки.

  • snapedit_1739799328432.png