Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Социальные услуги останутся бесплатными

Начальник отдела социальной защиты населения Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития ЧР Василий Иванович Кочетов. Фото Валерия Бакланова.Социальные услуги останутся бесплатными социальное обслуживание льготы

Начальник отдела социальной защиты населения Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития ЧР Василий Иванович Кочетов. Фото Валерия Бакланова.


0

Социальная служба нашего города представлена отделом социальной защиты населения Новочебоксарска Минздравсоцразвития ЧР, а также республикан­скими государственными учреждениями “Новочебоксарский центр социального обслуживания населения” и “Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних”.
Деятельность РГУ регулируется сегодня Федеральными законами от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и от 2 августа того же года № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. Но пройдет совсем немного времени, и на смену им “заступит” новый ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”. Его проект прошел первый круг согласования в федеральных министерствах и ведом­ствах, а вчера завершилась общественная экспертиза правительственного документа в Интернете.
— Чем вызвано появление законопроекта?
— с таким вопросом мы обратились к начальнику отдела социальной защиты населения Новочебоксар­ска Минздравсоцразвития ЧР Василию КОЧЕТОВУ, координирующему работу социальной службы нашего города.
— Проект Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности.
Законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” сыграли большую роль в развитии системы обслуживания населения. Но положения ряда норм этих законов не соответствуют нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещения государственного (муниципального) заказа.
Внесение отдельных по­правок, дополнений и изменений нецелесообразно, поскольку потребует корректировки практиче­ски каждой статьи.
— Что нового в законе?
— Сегодня, например, разные регионы предоставляют различные объемы социальных услуг, которые отличаются количеством, качеством, уровнем реализации и доступности. Связано это со многими факторами. В первую очередь с социально-экономическим положением самого региона: где больше средств — там больше возможностей. А нужно всем гражданам предоставить одинаковые права на получение социальных услуг на всей территории России, то есть в законе должна быть дана четкая терминология, что такое соц­услуги, каким образом они оказываются, какие права имеет население в части их получения и так далее.
В новом законе определены государственные стандарты социальных услуг, то есть установлены основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления. Таким образом, человеку в любой точке страны одна и та же услуга должна оказываться совершенно одинаково, по стандарту. Разумеется, если финансовое состояние региона позволяет, предоставляемый объем может быть расширен.
В законопроекте более четко разграничены полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов. Даны перечень и характеристика конкретных видов социальных услуг — социально-бытовых, социально-медицинских, социально-реабилитационных, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых.
— Кто будет устанавливать плату за предоставляемые услуги?
— Порядок и условия взимания платы за социальные услуги в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому), а также порядок регулирования тарифов оплаты социальных услуг устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не может превышать 75 процентов величины среднедушевого дохода гражданина (семьи).
— Сегодня социальные услуги оказывают только государственные учреждения, следовательно, человек вынужден довольствоваться тем уровнем обслуживания, который ему предлагают. Нет ли подвижек в этой области?
— У нас сегодня перечень социальных услуг не слишком разнообразен и не хватает тех, кто их предоставляет. Закон создает новые условия для социально ориентированного бизнеса, то есть по­зволяет и другим организациям, независимо от формы собственности, участвовать в конкурсах на право осуществления социальных услуг. Таким образом, разрушается монополия государ­ственных учреждений, возникает конкуренция, следовательно, повысится качество услуг, расширится их сеть.
— Не потеряем ли мы бесплатные услуги?
— Бесплатные услуги останутся за государственными учреждениями. Об их исчезновении беспокоиться не стоит, ведь и сегодня наряду с ними существуют платные, например, обслуживание граждан на дому.
— Как вы оцениваете уровень социального обслуживания в Новочебоксарске?
— В городе имеются Центр социального обслуживания населения, созданный пятнадцать лет назад и занимающийся решением социальных проблем взрослого населения, и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Оба учреждения хорошо работают и признаны лидерами в своем направлении деятельности, не раз занимали призовые места, были и победителями республиканских конкурсов.
— Известно, что социальные услуги в России ежегодно оказывают почти 19 миллионам человек, в Новочебоксарске — не одной сотне. А сколько горожан в них нуждаются?
— У нас нет такой статистики. Мы сегодня в большей степени работаем по заявлениям, а по паспортам микрорайонов лишь в определенной степени можно судить о количестве тех, кому требуется социальная помощь.
— В готовящемся законе кто будет признан нуждающимся?
— Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям: частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60), болезнью и/или инвалидностью; сиротство, безнадзорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей; наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; наличие в семье инвалидов
и/или детей-инвалидов; признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи в освобождением из мест лишения свободы; ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.
— Как видно, новый закон защищает людей без определенного места житель­ства, доставляющих немало хлопот властям всех уровней.
— Это так, но проблема останется до тех пор, пока не будет создан социальный институт, который займется такой категорией населения. Необходимы средства и четкое определение шагов для реабилитации бомжей.
— Понятно, что закон ждут миллионы людей нашей страны. А вот новочебоксарцы когда дождутся другого новшества — социальной карты, которая никак не может дойти до населения?
— Сегодня дело сдвинулось с мертвой точки, принято решение об эмиссии (выпуске) этих карт. Сняты вопросы финансирования. Мы опять принимаем заявления. Ранее подававшие, их 86 человек, получат карточку в первую очередь.
Карта имеет несколько приложений. Во-первых, банковское, то есть выступает в качестве банков­ской карты. Все банковские операции с ней возможны. Во-вторых, предусматривается использование карты при получении медицинских услуг, например, лекарств в аптеке. “Заработает” и транспортная составляющая. “Чувашавтотранс” частично оборудовал свой подвижной состав для работы с этой картой, а троллейбусное предприятие Новочебоксарска подготовило бизнес-план. В начале следующего года горожане смогут воспользоваться соцкартой в общественном транспорте.
Следующий шаг — использование карты как средства платежа. Ведутся переговоры с крупными магазинами.
— Василий Иванович, вам, изначально учителю по профессии, последние годы выпало заниматься социальными проблемами Новочебоксарска. Кем себя ощущаете в душе?
— В большей степени педагогом. Жизнь сложная штука. Достаточно большое количество людей меняет направление своей деятельности.
Мне довелось работать в школе учителем физики, заместителем директора по воспитательной работе, директором, заместителем заведующего и заведующим гороно. Десять лет, в лихие 90-е, трудился в области образования. Стал управленцем, окончил университет по специальности “Экономика”. С 2001-го по 2005‑й был заместителем главы гор­администрации по социальным вопросам. Затем директором троллейбусного предприятия. В нынешней должности служу год и три месяца. Трудно сказать, что будет впереди, очень сложно загадывать. Под Богом ходим.
— Известно ваше пристрастие к пешим прогулкам. Откуда оно?
— С детства занимался спортом, какие только виды не перепробовал. Имел первый разряд по футболу, хоккею, взрослый по лыжам. Тогда и были заложены основы положительного настроя к физической культуре. Каждое утро начинаю с зарядки. На работу и с работы хожу пешком. Город небольшой, до любой точки можно добраться за полчаса.

  • Начальник отдела социальной защиты населения Новочебоксарска Министерства здравоохранения и социального развития ЧР Василий Иванович Кочетов. Фото Валерия Бакланова.