Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Реально ли пробудить “человека дождя”?

0

На официальном сайте администрации Новочебоксарска недавно появилось сообщение об успешной реализации проекта “Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного и младшего школьного возраста”, нацеленного на выявление и развитие сильных сторон человека с самого детства, сохранение и развитие одаренных детей с дошкольного возраста.

Результат: относительное количество детей, у которых воспитатели совместно с родителями выявили индивидуальные задатки и наклонности, в 2013 году увеличилось в сравнении с итогами прошлого года в 2,5 раза (с 20 до 50 проц.), а сам проект получил поддержку Министер­ства экономического развития Российской Федерации.
Детская одаренность давно занимает человеческие умы, да и научная фантастика неоднократно обращалась к этой теме.
Известно, что многие выдающиеся личности демонстрировали свои незаурядные способности чуть ли не с пеленок. К примеру, будущий великий композитор Моцарт уже в трехлетнем возрасте безошибочно повторял на клавесине пьесы за старшей сестрой, а в четыре года поразил отца, сочинив вполне толковую пьесу, причем ноты были написаны как пером, так и пальцами. Извест­нейший российский писатель и дипломат Александр Грибоедов в 6-летнем возрасте свободно владел тремя ино­странными языками, а в юности уже шестью.
Тем не менее только небольшая часть вундеркиндов оправдывает ожидания и пополняет ряды выдающихся личностей, большинство же превращается во вполне заурядных взрослых. В современной науке есть два основных варианта объяснения природы одаренности.
По одной версии, этим даром от природы наделены только избранные — это будущая интеллектуальная и творческая элита, от которой зависит развитие всего человечества. По другой, каждый человек по-своему одарен, нужно только найти ключик к способностям индивидуума еще в детстве. Такой подход ярко продемонстрирован в научно-фантастиче­ской повести Альфреда Бестера “Звездочка светлая, звездочка ранняя”, где гениальные дети творили подлинные чудеса.
К этой точке зрения тесно примыкает гипотеза Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре. Свои выводы ученые сделали на основании данных позитронной и ядерно-резонансной томографии мозга и наблюдений за так называемыми идиотами-гениями (в мире их насчитывается не более трех десятков), умственно отсталыми людьми, обладающими исключительными способностями в одной, достаточно узкой области. К слову, в 2009 году скончался один из них, американец  Ким Пик, который стал прототипом главного героя известнейшего голливудского фильма “Человек дождя”.
Они почти неспособны общаться с согражданами, страдают болезненной зам­кнутостью в себе (аутизмом), но проявляют феноменальные способности: один может изготовить детальнейший архитектурный рисунок, едва взглянув на здание; другой в любой момент определяет время с точностью до секунды; третий говорит на 24 языках; четвертый цитирует наизусть телефонный справочник большого города…
По мнению австралий­ских ученых, такими же способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы полагают, что способности, проявляющиеся у “идиотов-гениев”, у остальных маскируются более высокими формами мышления. Обычный человек автоматически
осмысливает факты и наблюдения, а “человек дождя” останавливается на голых фактах, не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется низшими, более простыми и эволюционно древними отделами мозга. У остальных людей они “заглушены” более развитыми отделами.
Возможно, наступит время, когда человеческим мозгом действительно можно будет управлять по австралийскому алгоритму и будить в каждом индивидууме скрытые феноменальные способности. Вот только нужны ли нам в таком количестве “человеки дождя”? К примеру, странные математики, добровольно заточившие себя в квартире и отказывающиеся от Нобелевской премии за свои труды?
Упомянутый выше республиканский проект, возможно, поможет в будущем максимально полно раскрывать интеллектуальный потенциал ребенка с соблюдением разумного баланса. Наши город и республика бедны природными ресурсами, так что в максимальном использовании интеллектуального потенциала каждого жителя — путь к процветанию региона.