“Драпировка” на ТВ

2

Борьба с вредными привычками (безус­ловно нужная) давно уже ведется и на законодательном уровне. В частности, серьезно ограничена реклама табака и алкоголя. Теперь даже мультфильм “Ну, погоди!” можно увидеть по телевизору только в ночное время, ибо в нескольких выпусках курит Волк…

И вот новая инициатива. Недавно П.Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, рассказал ТАСС, что 17 мая главе правительства представлен законопроект о запрете демонстрации по­требления алкоголя по телевидению в период с 6 до 23 часов. В ЦРНАП полагают, что подобные сцены на телевидении являются скрытой рекламой (в то время как реклама алкоголя в Интернете, на телевидении, в печатных медиа запрещена у нас с июля 2012 года).
“Я считаю, что ответственность за нарушение этих норм должна быть сначала мягкая, в виде предупреждений, и по­степенно усиливаться, — сообщил П.Шапкин в интервью ТАСС. — И, скажем, к 2020 году ответственность должна быть очень серьезной, например, приостановление деятельности на срок до 90 суток для телеканала”. По мнению эксперта, такие фильмы, как “Особенности национальной охоты” или “Ирония судьбы”, нужно показывать, когда дети спят. Эпизодические сцены с алкоголем в менее “пьяных” картинах предлагается (якобы без ущерба для сюжета) либо вырезать, либо закрыть картинкой, а в новых фильмах режиссеры должны исключать сцены с алкоголем в процессе съемки.
Помнится, в перестройку, в разгар антиалкогольной кампании, из благих соображений редактировали и тексты известных песен, например рефрен “чарочку хмельную полнее наливай” после каждого куплета заменили на “милыми руками покрепче обнимай” (что используется лишь однажды у Л.Ошанина в оригинале текста “Ехал я из Берлина”). Однако, по имеющимся данным, после заметного снижения ежегодного потребления алкоголя на душу населения (до 4 л в конце 80-х) последовал резкий скачок к концу ХХ века до 18 л (в XXI веке эта величина постепенно снижается) — как след­ствие обрушившихся на страну социальных потрясений. Видимо, все же не так велико влияние ТВ, как порой представляется. На эту тему есть известный анекдот о разговоре воспитательницы с родителями: “Пожалуйста, ведите себя скромнее в выходные: по понедельникам в садике за едой дети чокаются”.  
Замминистра культуры В.Аристархов, по информации РБК, назвал ситуацию с возможным запретом распития алкоголя на ТВ абсурдной и заявил, что не надо лишать граждан “возможности просмотра шедевров, которые учат разумному, доброму, вечному, даже если там кто-то поднимает бокал шампанского”.
К слову, в XVI веке по распоряжению Папы Рим­ского Павла IV была скрыта нагота персонажей знаменитой фрески Микеланджело “Страшный суд”, написавший драпировки художник Даниэле да Вольтерра вошел в историю искусства под прозвищем Braghettone (“штанописец”, “исподнишник”), а Микеланд­жело просил передать Папе: “Удалить наготу легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид”. Золотые слова! Но неистребимо желание быть святее Папы Рим­ского и теперь уже “задрапировать” телевидение.