Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

На пути к электронному паспорту

На пути к электронному паспорту Социальная карта

Социальная карта


0

В июле 2008 года Кабинет Министров ЧР принял постановление о создании в республике интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт. Пилотной площадкой для внедрения нового проекта был выбран Канаш, и в ноябре 2009-го его там запустили. На очереди — Новочебоксарск, где в нынешнем сентябре должны появиться первые обладатели социальной карты.

“Проект “Социальная карта ЧР” предназначен для повышения качества оказания социальных услуг — государственных и муниципальных — населению, — рассказал на встрече с журналистами в отделе социальной защиты населения Новочебоксарска МЗиСР ЧР председатель Государственного комитета ЧР по связи и информатизации Сергей Захаров. — В каче­стве инструмента используется СК. Она представляет собой микропроцессорную пластиковую карту с защищенной операционной системой, которая стала уже привычной и используется для получения зарплаты, осуществления различных платежей. Но в отличие от банковской социальная — именная, то есть на ней указаны фамилия, имя, отче­ство гражданина, а также основания, дающие ему право на получение льгот и выплат. Кроме того, на карте имеются фотография и подпись льготника”.
Пока именно льготным категориям граждан предназначены социальные карты. По словам начальника отдела соцзащиты населения Новочебоксарска Василия Кочетова, на первом этапе эксперимента это будут льготники Чувашской Республики (ветераны труда, труженики тыла, пострадавшие от политиче­ских репрессий и реабилитированные граждане), а также федеральные (инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, чернобыльцы...), которые через социальную службу получают ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Опасения журналистов по поводу востребованности социальной карты С.Захаров развеял: “Основная цель проекта — сделать так, чтобы людям было удобно. А если удобно — они захотят картой пользоваться, хотя это дело добровольное. В Канаше существовала опасность непринятия СК, но льготники достаточно быстро адаптировались к ним. Там СК эксплуатируются более полугода, и никаких нареканий нет. Вспомните, какой диковинкой были сотовые телефоны лет десять назад, а теперь они стали привычными и необходимыми для населения пенсионного возраста”.
Преимущества использования карты очевидны и выгодны как ее пользователю, так и государству, уверен руководитель Госкомитета. Во-первых, благодаря имеющимся в карте личным сведениям о человеке и предоставленных ему льготах нет необходимости носить с собой при обращении в государственные и муниципальные инстанции пакет документов. Во-вторых, никто не застрахован от утери какого-либо удостоверения, а чтобы его восстановить, потребуются время и, увы, нервы. В случае же, если пропадет СК, нужно ее просто заблокировать, обратившись в отдел социальной защиты (деньги останутся целыми), а затем получить новую, ведь все сведения, хранящиеся на ней, аккумулируются в Министер­стве здравоохранения и социального развития ЧР. В-третьих, безналичная система оплаты услуг значительно выгоднее — человеку не придется носить с собой деньги, которые тоже можно потерять.
Что касается государства, то, как заметил С.Захаров, “к сожалению, мы не всегда знаем, кто и сколько получил конкретных услуг”. А каждое использование социальной карты сразу же отразится в общей информационной системе и, следовательно, будет учтено. Если брать транспорт, то есть возможность проследить, положим, сколько раз в месяц воспользовался бесплатным проездом конкретный льготник. Проведя затем анализ, можно сделать заключение, насколько востребован тот или иной маршрут, и принять решение о его необходимости или уменьшении количества автотранспорта на нем.
“Мы сможем более четко просчитать объемы всех оказываемых услуг, — сказал руководитель Госкомитета. — Пока никто точными цифрами не владеет не только в Чувашии, но и во всей России. Эксперты говорят, что затраты оказывающих услуги организаций уменьшатся на 20-30 процентов. С другой стороны, повысится качество предоставляемых услуг, которое трудно выразить в деньгах, но люди перестанут стоять в очередях и получат услуги вовремя и там, где им надо”.
На первых порах безналичная система оплаты коснется только двух видов услуг — проезда в городском транспорте (автобусы Чувашавтотранса и троллейбусы) и банковских платежей.
Социальная карта заменит льготнику проездной. В пунктах продажи билетов он оплатит стоимость льготного месячного проезда, и средства сразу же поступят на СК. Ее-то и нужно предъявить в транспорте. А кондуктор с помощью специального считывающего устройства — терминала — “снимет” часть денег с карты и выдаст гражданину билет. Одновременно информация о произведенной операции поступит в транспортное предприятие и МЗиСР ЧР. Но как только человек решит, что ему больше проездной не нужен (кончился дачный сезон, например), он перестает платить, карта блокируется, льготник же в случае необходимости покупает билет за деньги.
 На следующем этапе можно будет социальную карту использовать вместо страхового медицинского полиса. Посетители выставки “Регионы — сотрудничество без границ” во время празднования Дня Республики в нынешнем году могли стать свидетелями демонстрации карты в таком качестве. “В Новочебоксарске в рамках запуска проекта мы будем развивать это направление, — сказал С.Захаров. — И соответственно гражданин, приходя в поликлинику, предъявит СК, данные с нее автоматически заносятся в компьютеры регистратуры. Тем самым облегчается жизнь горожан, ведь им не придется носить бумажный вариант полиса и другие документы, удостоверяющие его право на льготное обслуживание. Медицинские учреждения, страховые компании тоже только выиграют от введения соцкарты, так как проще будет вести учет оказанных услуг и не нужно менять карту в случае, если человек перешел на другое место работы”.
Проект с 2018 года после обкатки “пилота” распространится на всю республику, и количество услуг, получаемых с помощью карты, будет расти. Со временем на социальную карту можно будет перевести пенсию, пособия, выплаты, оплачивать услуги ЖКХ, телефонной связи... По сути, карта превратится в электронный кошелек и освободит человека от необходимости иметь наличность.
Благодаря тому, что география проекта расширилась, в сентябре начинается массовый выпуск социальных карт для льготных категорий населения Новочебоксар­ска. Их потребуется на первых порах 20 тысяч. Минимальный срок действия — один год, есть СК, “работающие” и до трех лет. Платить льготники за карту не должны. А получить ее можно будет в отделе социальной защиты населения Новочебоксарска, где предварительно оформляется соответствующее заявление.
В перспективе карта должна стать электронным паспортом гражданина, подтверждающим его личность. Она заменит жителям все виды социальных удостоверений и полисов. Будет создана единая база данных граждан, имеющих право на поддержку государства. А со временем с помощью карты все жители смогут получать социальные услуги и льготы на всей территории России, а не только в пределах Чувашии, ведь проект реализуется в рамках федеральной целевой программы “Электронная Россия”.

  • Социальная карта