Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Как зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники

Антон Ширшов Как зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники предметные олимпиады Одаренные дети

Антон Ширшов

Сергей ИжбараевКак зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники предметные олимпиады Одаренные дети

Сергей Ижбараев

Валентина ЛазареваКак зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники предметные олимпиады Одаренные дети

Валентина Лазарева

Людмила ТурковскаяКак зажечь звезду, или Одаренным требуются вузовские наставники предметные олимпиады Одаренные дети

Людмила Турковская


1

Завершился республиканский этап предметных олимпиад для старшеклассников.

Наши школьники завоевали четыре первых места: девятиклассники Константин Столяров (школа № 17) по географии, Виктория Лисицына (№ 3) по литературе, Екатерина Иванова и десятиклассница Татьяна Федорова (обе из лицея № 18) по экологии. Насколько удачным можно считать такое выступление новочебоксарской команды? Почему в этом списке нет победителей по математике, физике, информатике? Отчего представители гимназии № 6 завоевали 14 призовых мест, но при этом не смогли подняться на высшую ступень пьедестала почета? На эти и другие вопросы, касающиеся подготовки одаренных детей, мы попытались найти ответы.
Исполняющий обязанности руководителя Центра мониторинга и новых образовательных технологий старший методист отдела образования администрации Новочебоксарска Антон Ширшов пояснил, что в прошлом году первых мест наши заняли только два, а призовых 42 (в этом году 52). Еще раньше количество призовых мест в среднем составляло 25-27. Так что судя по статистике результаты неплохие.
Теперь что касается математики и физики. “По некоторым предметам победу одержать очень сложно, — считает А.Ширшов. — В ряде чебоксарских учебных заведений работа с одаренными по профильным предметам учебного заведения ведется целенаправленно, подготовка к олимпиаде ставится во главу угла. Например, в гимназии № 4 специализируются на иностранных языках, в лицее № 2 на технических дисциплинах. Причем отобранных талантливых детей обучают лучшие учителя Чебоксар”.
Что же мешает действовать по тому же сценарию нам? Вроде бы и специализированные учебные заведения — гимназия и лицей — готовы обучать талантливых ребят, и выдающиеся учителя в Новочебоксарске имеются.
Преподаватель информатики гимназии № 6 Сергей Ижбараев касательно своего предмета уверен, что проблема заключается именно в кадрах. Уход квалифицированных информатиков из школ сказался на качестве подготовки тех же олимпиадников. Потому-то на городском уровне в олимпиаде по информатике и побеждает то одна, то другая школа.
Подрастет очередной самородок, при той или иной мере поддержки своего преподавателя проявит себя на городском уровне и “гаснет” (выпускается из школы). “Для того чтобы достойно показать себя на республиканской олимпиаде, одного таланта мало, — считает С.Ижбараев, — нужна помощь квалифицированного учителя. Еще лучше, если он будет работать в тандеме с вузовским преподавателем. Для олимпиады российского уровня такое сотрудничество просто необходимо”.
Заместитель директора гимназии № 6 Валентина Лазарева считает, что 14 призовых мест на олимпиадах по абсолютно разным предметам — это очень неплохой результат. Причем похвастаться таковым может далеко не каждая школа, в том числе и в Чебоксарах. Чтобы участвовать в заключительном этапе олимпиад, не нужно обязательно быть абсолютным победителем, достаточно набрать необходимое количество баллов. Такие учащиеся есть в гимназии и в этом году.
Олимпиады, по ее мнению, для сравнительно небольшого числа учеников. Муниципальное задание, полученное учебным заведением, не включает в себя подготовку определенного числа победителей олимпиад. Показатель качества работы педагогов — результаты государственной итоговой аттестации в 9 классе и единого госэкзамена в 11-м.
Председатель президиума общественной организации “Ассоциация учителей Чувашии” учитель физики лицея № 18 Людмила Турковская рассказала, что олимпиадник — это ребенок, желающий постигать новое не только на уроках, но и во внеурочное время, заниматься дополнительно. Таких, к сожалению, становится все меньше. Учителя делают что могут, занимаются с одаренными после уроков, но этого недостаточно.
Который год ведутся разговоры о создании в Новочебоксарске научного общества. Например, можно на базе ЦРТДиЮ собрать одаренных учеников из разных школ, пригласить для работы с ними не только лучших учителей города, но и вузовских преподавателей. Тогда и результаты будут лучше, чем сейчас.
Конечно, работа с одаренными не ограничивается подготовкой к олимпиадам. Школьники участвуют в научно-практических конференциях, занимаются спортом, музыкой, искусством... Но именно олимпиады, замечают в отделе образования, позволяют сначала выявить склонность к тому или иному предмету, а потом определиться с будущей профессией. Поэтому их значение трудно переоценить.

  • Антон Ширшов
  • Сергей Ижбараев
  • Валентина Лазарева
  • Людмила Турковская