Одаренные дети — будущее России | Грани

Одаренные дети — будущее России

Видео 11
В ДОУ № 45 “Журавлики” педагоги выявляют склонности детей с раннего возраста. Одаренные дети — будущее России Одаренные дети Круглый стол

В ДОУ № 45 “Журавлики” педагоги выявляют склонности детей с раннего возраста.

Фото из архива детсадаОдаренные дети — будущее России Одаренные дети Круглый стол

Фото из архива детсада

Одаренные дети — будущее России Одаренные дети Круглый стол

Одаренные дети — будущее России

Одаренные дети — будущее России Одаренные дети Круглый стол

Одаренные дети — будущее России

Одаренные дети — будущее России Одаренные дети Круглый стол

Одаренные дети — будущее России


0

Проект “Ребята с нашего двора”, инициированный в 2017 году наставником юных спортсменов, вице-президентом федерации каратэ WKF Чувашии Николаем Федоровым, выйдет за пределы спортивной сферы. Вскоре в “Гранях” и на Новочебоксарском телевидении люди смогут узнать о тех талантах, что растут в Новочебоксарске и прославляют город в интеллектуальных состязаниях, творческих конкурсах. И это лишь один из итогов круглого стола, по­священного системе работы с одаренными детьми, который по инициативе “Граней” прошел в минувшую пятницу.

В обсуждении кроме уже названного Николая Федорова приняли участие депутат Госсовета Чувашии, председатель Союза попечителей образования и культуры Новочебоксарска Сергей Михеев, начальник отдела дошкольного и общего образования Минобразования Чувашии Антон Ширшов, главный редактор “Граней” — председатель комиссии по образованию, здравоохранению и социальным вопросам городского Собрания депутатов Наталия Колыванова, директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбина Эндюськина и главный специалист того же Центра Елена Сергеева, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Светлана Родионова, заместитель директора гимназии № 6 Валентина Лазарева, заведующий ДОУ № 45 “Журавлики” Галина Московцева, заместитель директора детской школы искусств Марина Карпухова, заслуженный тренер ЧР (ДЮСШ № 2) Андрей Михайлов, мама двоих одаренных детей Наталия Термышева.

Городская программа
Наталия Колыванова: Уже много лет подряд выпускники новочебоксарских школ доказывают свою конкуренто­способность при поступлении в лучшие вузы страны, а потом и при трудоустройстве. Задача сегодняшнего круглого стола — определить те меры, которые необходимо предпринять, чтобы система работы с одаренными детьми в Новочебоксарске вышла на качественно новый уровень. Речь идет о создании городской программы, объединяющей все направления работы с одаренными детьми.
Альбина Эндюськина: В 2007 году такая программа была создана, но до рассмотрения депутатами городского Собрания она тогда не дошла. Думаю, ее можно актуализировать с учетом сегодняшней реальности. Последние 3 года новочебоксарские школьники занимают лидирующие позиции в республиканском рейтинге по эффективности участия. Кроме всероссийских олимпиад в нашем городе проводятся вузовские олимпиады, позволяющие их победителям поступать в лучшие вузы страны.

Лицей и гимназия
Елена Сергеева: Говоря об истории вопроса, замечу, что в 1990 году, когда мы впервые поехали в МГУ и приняли участие в олимпиаде вуза, результаты оказались провальными. Пришлось изменить учебный план, найти новый подход, и только тогда наши ребята стали побеждать в олимпиадах не только МГУ, но и многих других московских вузов.
В этом учебном году при поддержке Союза попечителей образования Новочебоксарска в нашем городе открылся “малый физмат”. Это хорошая возможность для более чем ста одаренных старшеклассников повысить уровень своей подготовки по физике, математике, информатике, ведь занятия ведут преподаватели вуза. Уже в марте 2018 года в НХМТ открывается отделение, где занятия по математике и информатике будут проходить для учащихся 8-9 классов.
Валентина Лазарева: Гимназия № 6 работает с одаренными детьми свыше 20 лет. На результатах останавливаться не стану, о них “Грани” писали не раз. В среднем и старшем звене у ребят начинается дифференциация обучения.
Н.Колыванова: Неужели нет проблем?
В.Лазарева: Хочу обозначить одну — без соответствующих кадров реализовать проблему развития одаренных детей невозможно. Один из недавних успехов гимназистов в “World skills” (стали победителями) и “Junior skills” (вошли в число призеров) стал возможен только благодаря педагогу, который нашел эту информацию в Сети, обучился сам и научил детей. Поэтому очень важно создать условия работы тем учителям, которые берутся за эту нелегкую ношу. Нельзя переоценить и заслуги родителей, которые уделяют своим детям достаточно внимания.

Талант малышей
Галина Московцева: В полтора-два года одаренность малыша еще не бросается в глаза. Наши воспитатели выявляют склонности и задатки ребенка.
Среди проблем — ограниченность в помещениях и кадрах, ведь работа требует индивидуального подхода. Лучший эффект в выявлении одаренности в дошкольном возрасте, считаю, дает взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Даже небольшие совместные проекты приносят хороший результат.         
Николай Федоров: Согласен с тем, что начинать работать нужно с детьми дошкольного возраста. Из малыша, имеющего задатки, к 16-17 годам и можно вырастить чемпиона. Это будет зависеть в том числе от количест­ва и качества тренировок. Из проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе подготовки, главная — проблема образования. Уверен, что подающих надежды спортсменов необходимо собирать в специальные спортивные классы, работая с которыми учителя учитывали бы специфику подготовки.    
Наталия Колыванова: Вы готовы создать спортивный класс из ребят, которые занимаются каратэ?
Н.Федоров: Да, впервые за долгое время на уровне Приволжского федерального округа наших ребят мало кто может обойти из соперников. Если нам нужны чемпионы, то этот вопрос необходимо решить с отделом образования.

Физкультура — это здоровье
Андрей Михайлов: Я уверен, что занятия спортом не должны идти во вред самим детям. Занятия физкультурой — первейшая задача, воспитание чемпионов — вторая по значению. И одно может не мешать другому. К примеру, программа обучения плаванию со 2 класса школы, действующая в Новочебоксар­ске, дает отличные результаты. В 2017 году к окончанию школы шесть человек сдали норматив кандидата в мастера спорта. Такого результата нет ни в одном городе Чувашии.

Искусство и учеба
Марина Карпухова: В ДШИ в последнее время появилось много молодых педагогов, и работа с одаренными детьми сразу оживилась.
Хочу поддержать Николая Федорова. Если ребенок выбрал свой путь, побеждает в международных музыкальных или художественных конкурсах, то не стоит его “мучить”, условно говоря, биологией. К сожалению, не всегда школьные учителя идут навстречу. В практике такое случается.  
Наталья Термышева: Старшая дочь окончила художе­ственное отделение ДШИ, сын занимается по классу гитары. Оба успешны, занимают призовые места в творческих конкурсах. О том, что дети проявляют интерес к определенной деятельности, мне изначально подсказали педагоги. Кстати, можно и нужно способствовать разноплановому развитию детей. Артем с успехом занимается не только музыкой, но и баскетболом.

Всероссийские олимпиады
Сергей Михеев: Хочу затронуть проблему подготовки участ­ников всероссийских предметных олимпиад школьников на заключительном уровне. Чтобы Чувашия оставалась конкурентоспособной в этом отношении, необходимо изменить подходы к финансированию подготовки. В этом вижу свою задачу как депутата Госсовета. Чувашии также необходим специальный центр, где будут работать с одаренными олимпиадниками, которые станут представлять республику на всероссийском уровне.
И еще один момент: сегодня зачастую все расходы, связанные с участием одаренных детей в соревнованиях всероссийского уровня, несут сами родители. Сейчас вместе с Министерством образования Чувашии, другими заинтересованными сторонами мы пытаемся изменить ситуацию.

Поддержка республики
Антон Ширшов: В Послании Главы Чувашии Михаила Игнатьева важное место отведено программе “Наука — в школу”. Уже в ближайшее время 11 школ Чувашии получат оборудование для кабинетов физики, на эти цели выделено свыше 40 млн рублей. В числе “счастливчиков” две новочебоксарские школы: лицей № 18 и гимназия № 6. Осенью настанет черед кабинетов биологии и химии.
В прошлом году были определены шесть центров по работе с одаренными детьми, в том числе новочебоксарские гимназия № 6 и лицей № 18. Причем они должны выступать в роли сетевых центров и объединять вокруг себя одаренных детей из других школ. На них мы и делаем ставку.
Проблемы в сфере работы с такими детьми есть, но, безусловно, есть и движение вперед. И это не просто слова.

Итоги
Светлана Родионова: Подводя итоги всего вышесказанного, отмечу несколько моментов. Во-первых, городскую программу по работе с одаренными детьми необходимо актуализировать и принять. Во-вторых, вопрос о создании спортивных классов в нашем городе тоже подлежит решению. Думаю, взаимоотношение с учителями также можно будет наладить.
В нашем городе свыше 10  тысяч дошкольников и более 14 тысяч школьников. И каждый из этих мальчиков и девочек должен стать успешным. Необходима поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или имеющих ограниченные возможности здоровья. Вот задача, достойная педагогического таланта наших учителей и воспитателей.    

P.S. Выражаем огромную признательность ООО “НКТВ” за сотрудничество и поддержку в проведении круглого стола.

  • В ДОУ № 45 “Журавлики” педагоги выявляют склонности детей с раннего возраста.
  • Фото из архива детсада
  • 06_02_2018_V_GRANI_Page_1.jpg
  • 06_02_2018_V_GRANI_Page_2.jpg
  • 06_02_2018_V_GRANI_Page_3.jpg