Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

К чему готовиться выпускникам

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор МУЗАЕВ.К чему готовиться выпускникам “Грани” – партнер “РГ”

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор МУЗАЕВ.

Информация polpred.comК чему готовиться выпускникам “Грани” – партнер “РГ”

Информация polpred.com


0

Меньше двух недель осталось до 1 февраля — это последний день подачи заявок на сдачу ЕГЭ по выбору. Все самое главное о Едином гос­экзамене и не только о нем рассказал в интервью руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор МУЗАЕВ.

— Анзор Ахмедович, что выберет для ЕГЭ большинство школьников — ваш прогноз?
— В этом году, думаю, лидеры останутся те же — обществознание и информатика. И если обществознание уже далеко не первый год на первом месте среди предметов по выбору, то информатика буквально несколько лет назад была лишь шестой. А сейчас она уже на втором месте. И это понятно: мы живем в век стремительно развивающихся технологий. Думаю, обществознание будет постепенно отходить на второй план.
Еще одна история, которая, уверен, повлияет на выбор предметов ЕГЭ, — бум импортозамещения. И если спрос на ИТ-специалистов уже давно не новость, то сегодня зарождается новый серьезный, глобальный тренд: спрос на инженеров всех отраслей, на специалистов естественно-научного направления. Так что, думаю, и профильную математику, и физику, и другие естественно-научные дисциплины, в частности химию и биологию, начнут выбирать чаще.
— А на что в целом обратить внимание нынешним выпускникам?
— К экзамену в принципе надо готовиться все 11 лет. Ну или как минимум с 1 сентября. Тогда и выход на финишную прямую будет куда легче.
Выпускникам 2024 года рекомендую уже окончательно определиться с предметами по выбору и этим предметам дополнительно ежедневно уделять больше времени.
— Вы говорили, что ЕГЭ в онлайн в ближайшем будущем переводить не будут. А при каких условиях экзамен может стать виртуальным?
— Вопрос в другом: насколько нам вообще необходим такой формат и сможем ли мы при этом обеспечить прозрачность и объективность процедуры экзамена? У нас в среднем 600 с лишним тысяч выпускников школ текущего года плюс около 100 тысяч выпускников прошлых лет. Для 700 тысяч человек надо сохранить все возможности, соблюсти объективность и главное — интернет везде должен быть стабильным и высокоскоростным, чтобы не было сбоев.
Пока онлайн-формат — задача со многими неизвестными.
— В штатном режиме российские школьники сдают ЕГЭ уже больше десяти лет. Почему его до сих пор “кошмарят”?
— Потому что ЕГЭ — экзамен с большими ставками. Это не только аттестат об окончании школы, но и поступление в вуз. Ведь, заметьте, мы никогда не слышим от депутатов, от экспертов требований отменить основной госэкзамен, который сдают после девятого класса. Да, переживают за оценки, но не так, как на ЕГЭ.
Все 11 лет, что я работаю в Рос­обрнадзоре, мы получаем звонки: “А может, можно...”, “А вот как бы нам…” Но в ЕГЭ все решают только знания ребенка. И этот момент, думаю, тоже часто раздражает некоторых статусных родителей: нет возможности как-то повлиять на результат.
В 90-е годы ХХ века в стране коррупция при поступлении в вузы приобрела просто невероятные размеры. Нужно было строить совершенно другую систему поступления, где бы не играл такой роли человеческий фактор. Если бы этого сделано не было, думаю, мы получили бы бунт родителей и талантливых школьников.
И еще одно: многие родители очень болезненно воспринимают результаты ЕГЭ, потому что по этой стобалльной шкале оценивают... себя. Если ребенок не дотянул, значит, что-то недодали. А виноват в итоге ЕГЭ.
Очень прошу: не надо так делать. Дети у нас очень разные, поэтому и шкала не пятибалльная.
— Сейчас нет ощущения, что бунт возможен уже из-за ЕГЭ?
— Никакого абсолютно. Введение ЕГЭ было ориентировано тогда не только на объективный отбор в вузы, но и, как это ни странно сейчас прозвучит, на сохранение традиций и единства в системе образования. В 90-е годы и в начале 2000-х каждая школа могла заниматься по своей программе, было множество разных учебников, методик, программ. Все о чем-то спорили, доказывали, предлагали реформы, нововведения — сплошной винегрет. Учитель не понимал, куда двигаться.
К чему это привело? Ни к чему, кроме падения общего уровня образования. ЕГЭ и его контрольные измерительные материалы стали для учителя ориентиром, к которому нужно было привести своих учеников.
— Натаскивание на ЕГЭ тоже вечная тема, как и репетиторы...
— Сегодня оценки по предметам в каждой школе есть в информационных системах, которые изучают научные педагогические институты для дальнейшей работы с учителями и школами. И только. Беда начинается, когда органы управления образованием, директор школы или региональный департамент “цепляются” за какую-то цифру и объявляют, что этого мало. Начинается гонка за результатом. Например, средний балл по русскому языку 67 не устраивает местные власти региона. Дается сигнал: “В следующем году довести средний балл до 70”. И всё, пошла волна, последним звеном в которой оказывается педагог. От бедного учителя требуют результат. Но эта гонка не имеет ничего общего с объективными результатами.
— Вы не так давно сказали, что необходимо менять принцип поступления в колледжи. Родительская общественность, мягко говоря, всколыхнулась. Чего ждать?
— Если мы планируем какое-то серьезное изменение, то об этом изменении ребята должны узнать сильно заранее, как минимум в начале 8 класса. Поэтому в этом году точно ничего не случится.


Между тем
На 2024–2025 учебный год вузам РФ выделено 620,5 тысячи бюджетных мест. Из них 28,5 тысячи направлено университетам новых регионов. Соответствующие приказы изданы Минобрнауки России.
Самый большой рост бюджетных мест — по программам подготовки инженеров. Их станет на 2281 больше. На 772 бюджетных места больше выделено по группе “Здравоохранение и медицинские науки”. Третье место — “Машиностроение” (+505 мест), далее — “Информатика и вычислительная техника” (+416 мест), “Электро— и теплоэнергетика” (+304 места).
Также места увеличились в группах “Биологические науки”, “Электроника, радиоэлектроника и системы связи”, “Информационная безопасность”, “Математические и естественные науки”, “Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки”.
Вузы — лидеры по числу бюджетных мест: МГУ им. Ломоносова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГТУ им. Баумана.
Мария АГРАНОВИЧ
“Российская газета”, федеральный выпуск № 1 (9243)
Печатается в сокращении


ВАЖНО

Совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора утверждено расписание ЕГЭ, ОГЭ в 2024 году, а также порядок их проведения.
• В расписании ЕГЭ изменений нет. Экзамены по обязательным предметам — русскому языку и математике — идут одними из первых для своевременной выдачи аттестатов о среднем общем образовании, так как это самые массовые предметы.
• А вот в расписании основного госэкзамена есть кое-что новое. Экзамены по иностранным языкам, которые ранее были запланированы на 24 и 25 мая, теперь перенесены на 21 и 22 мая из-за “Последних звонков”, которые проходят и у девятиклассников. Еще одно изменение: на экзамен по информатике в основном периоде выделили еще один — третий — день. Теперь это 27 мая, 11 июня и 14 июня.
• И третий, наверное, самый “горячий” пункт: девятиклассники все же не смогут использовать на ОГЭ по математике калькуляторы.


КОММЕНТАРИЙ

Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска:
— Для организации ЕГЭ будут открыты два пункта проведения экзаменов: на базе школы № 3 и лицея № 18. ОГЭ состоится в трех пунктах проведения: на базе школ № 9, 14, 17.
Наиболее популярными предметами по выбору среди девятиклассников в 2023 году были география, информатика, обществознание; среди 11-классников — обществознание, математика (профильная), информатика.

  • Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор МУЗАЕВ.
  • Информация polpred.com