Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

И вера станет зрячей

0

Мы не знаем, что такое вера. Ее часто путают с религией, но религия — это эмпирические попытки наладить общение с вышними (и прочими) невидимыми силами, а вера — понятие из обычной жизни, она свойственна каждому человеку.

Мы верим в то, что настанет ночь, а потом день, что зима сменится летом. Маленький ребенок из-за отсутствия длительного опыта не уверен в смене лета зимой и в этом вопросе доверяет взрослым. Получается, вера — это доверие к собственному или чужому опыту. Малыш любит прежде всего своих родителей и доверяет им. Но есть еще одно замечательное детское свойство — любить всех людей и доверять им.
Как преодолеть этот извечный конфликт изначальной веры, доверия каждому с элементарным трезвым отношением к жизни? Да, человек бывает очень опасен. Так что же, никому не верить? Подобная позиция тоже связана с риском, так как в этом случае мы обкрадываем себя: не приобретаем достаточный опыт, личность наша оскудевает, теряем близких, разрушаем друже­ские отношения.
Но верить каждому и глупо, и опасно. В конце концов все упирается в нашу личную свободу. Без Богом данной свободы мы — ничто. Это основное качество человека, приданное ему изначально, при создании. И вся наша жизнь — конфликт. Между эмоциональным отношением к собственной свободе и ощущением ее, как бремя, которым нужно правильно распоряжаться каждый день, каждую минуту. Конечно, это утомительно. Отсюда возникает второй конфликт: между желанием сохранить свою свободу и отдать ее в чужие руки. Пусть другие — начальник, банк, руководители страны, врачи, суды и прочие — за нас принимают решение. Жить так удобнее. Вместо свободы духа мы получаем свободу выбора и одновременно снимаем с себя ответственность за свои поступки и перекладываем ее на чужие плечи. Нам остается только правильно оценить работу того, кому мы себя передоверили. И так мы скатываемся в привычную колею осуждения — начальника, врача, политиков.
В этот момент мы отказываемся от главного назначения нашей жизни — от поисков Бога. Человек как таковой — это временное состояние развивающейся личности, участь которой зависит от того, как мы определимся в этой жизни: нужен ли нам Бог и можем ли мы найти Его в проявлениях окружающей природы и событий. С этим опытом мы и переходим в вечность через точку смерти. После смерти вера человеку не нужна, ему будет открыто все. Но и выбора больше не будет, равно как и свободы.
Вся наша жизнь — это стяжание личного опыта искания Бога. Мы либо верим в Него по словам родителей, с детства, либо ощущаем Его присутствие и ищем пути встать с Ним лицом к лицу. Иногда через катастрофы, несчастные случаи находим Его сразу и навсегда, понимая, что, если бы не Его вмешательство, мы бы не спаслись. Счастлив такой человек, он никогда не станет сомневаться. Жизнь его будет подсвечена иным светом. Иногда мы ищем Бога всю жизнь, по крохам собирая из услышанного или прочитанного все, на что отозвалась душа. Не сомневайтесь, каждая крупица опыта зачтется вашей душе и послужит помощью и в земной жизни.
Вера как совокупность элементарного, житейского опыта — это основа нашей жизни, ее “позвоночник”. Чем больше этот опыт в духовной, невидимой его части соответ­ствует законам мира, созданного Богом, тем прочнее наша жизнь. Законы мира невидимого, как и законы природы, неизменны, в отличие от земных законов государства.
Ребенка нужно с раннего возраста знакомить с Церковью. Не зная элементарных законов иного мира, он не сможет правильно построить свою жизнь. Разве не с малых лет мы учим его бояться огня, не совать пальцы в розетку? Так же опасно для души нарушать законы иного мира, изложенные в Евангелии. И если ребенка не научить вере и осо­знанию своих ошибок, изглаживанию их исповедью и причастием, мы сильно отяготим жизнь наших детей, ведь силы падшего мира отличаются большей активностью, поскольку Бог не навязывается людям, уважая нашу свободу, Им же данную.
Вера может быть безличной — в то, что существуют некая Сила. В это верят многие, так удобно. Это и объясняет некоторые неожиданные факты, и освобождает от ответ­ственности, от любых усилий по пониманию природы этих сил (а они бывают направлены и против Бога). Такая вера никуда не ведет, не ставит цели перед человеком, не обогащает наш опыт, скорее, усыпляет.
Вера может быть слепой, основанной на слепом доверии незнакомым людям или непроверенным фактам. Но что нам мешает искать истину и проверять факты? Только наша леность. “Ищите и обрящете”, — сказано в Евангелии. Ищите, думайте, рассуждайте — всю свою жизнь! И тогда вера ваша будет зрячей, а жизнь свободной. И помоги Вам Господь!

Ирина ПИНЧУК