Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Эрзяне решают все миром

Татьяна Григорьева, мордовка по национальности, родилась и выросла в селе Напольном Порецкого района. Фото Марии СМИРНОВОЙЭрзяне решают все миром Моя Держава

Татьяна Григорьева, мордовка по национальности, родилась и выросла в селе Напольном Порецкого района. Фото Марии СМИРНОВОЙ


0

В предыдущих выпусках “Моей державы” мы рассказывали о жителях нашего города и республики разных национальностей — марийцах, татарах, армянах. Сегодня речь пойдет еще об одном этносе, представители которого живут и работают с нами по соседству.
Героиня нашей публикации — Татьяна Григорьева, мордовка по национальности, родилась и выросла в селе Напольном Порецкого района. В 17 лет приехала в Новочебоксарск.  После окончания училища № 9 и Чебоксарского химико-механического техникума почти 40 лет проработала на “Химпроме”: сначала аппаратчиком, затем мастером смены. Вместе с мужем вырастила двоих детей. 
Мы попросили Татьяну Николаевну рассказать, как живется мордве в Чувашии.

 

— Кто такие мордва?
— Это простой, дружественный народ. Мордва не грозный этнос, не воинственный. Напротив, у нас принято решать все миром, уважительно относиться к представителям других национальностей и быть внимательными, чтобы не обидеть другого человека.
— Расскажите о своих родителях.
— Папа мордвин, мама – мордовка, оба эрзяне. Родом из Порецкого района. Там сразу несколько сел есть, где, как и в моем родном Напольном, преимущественно живет мордва. Но есть там и русские, и чуваши. У нас в школе многие учителя были чуваши. Учитель истории, например, и музыки. Большинство приезжали по распределению после института, некоторые оставались на всю жизнь.
В семье нашей было семь детей. Я старшая. Родители работали в колхозе. Домашнее хозяйство вела бабушка, мы ей помогали во всем.
— Что помните из детства? Может, праздники в мордовском селе как-то по-особому отмечали?
— У нас не было такого яркого национального акцента. До сих пор на всех праздниках мы с удовольствием поем и русские, и мордовские, и чувашские песни. Были, конечно, свои обычаи. 
В детстве мы очень любили Пасху. Хоть и жили бедно, но для этого праздника мама всегда готовила нам красивые наряды, мы вставали в этот день рано и ходили собирать 
крашеные яйца. Зайдешь во двор: “Христос Воскресе!” Тебе отвечают: “Воистину Воскресе!” и дают яркий символ праздника. Чем красивее, тем больше у нас радости. Необычный цвет или узор на подаренном яйце становились предметом гордости. Для крашеных яиц шили специальные карманы, чтобы не разбить по дороге. 
Хозяева с радостью встречали нас, считалось, что дети, пришедшие за яйцами на Пасху, несут в дом счастье и удачу.
— В Новочебоксарске проживают более трех тысяч представителей мордов­ской национальности. Общаетесь как-то между собой?
— Конечно, мы много лет живем рядом. С некоторыми вместе приехали сюда. Многие мои одноклассники после школы, как и я, перебрались в Новочебоксарск учиться и работать. Так и остались, живут до сих пор.
— Чувствуете ли себя здесь своей?
— Конечно. У меня в городе столько друзей и знакомых! Среди них много чувашей, есть марийцы, русские, украинцы. Я горжусь, что мордовка, но не разделяю людей по национальностям. Мой муж — русский, он родился и вырос в Марий Эл. 
Сын и дочь не знают мордовский, я не настаиваю. Захотят — выучат. Спокойно отношусь к этому, хотя считаю, что знать родной язык неплохо. Когда дети выбирали себе пару, ни они, ни мы, родители, не акцентировали внимание на национальности. Главное, чтобы человек был хороший и уважали друг друга. 
— Как вообще оцениваете межнациональные отношения в Новочебоксарске?
— Мы дружно живем. И всегда так было в Чувашии. А если возникает конфликт, то никто не смотрит, чуваш, русский, мордва или армянин рядом. Отношусь к этому вопросу просто: не бывает плохих или хороших национальностей, все зависит от конкретного человека, его воспитания. У каждого этноса есть кем гордиться и кого стыдиться. Нельзя по одному человеку судить обо всех. 
— В январе на многонациональном новогоднем празднике вы  с коллегами по танцевально-хоровому коллективу “Уют” рассказали о своей национальности. Как шла подготовка к празднику?
— Уже шесть лет с удовольствием пою в хоре, который возглавляет прекрасная женщина и талантливый руководитель — Валентина Родионовна Пыркина. Когда возникла идея представить мордовский народ, предложила взять шуточную эрзян­скую песню, которую хорошо знала. Слова под диктовку записали, мои коллеги по женскому клубу выучили, и у нас получился красивый номер, который с удовольствием представили на празднике. Теперь этот номер мы используем в концертной программе: недавно выступали в ДК “Химик”, среди прочих исполнили и мордовскую песню. Нам нравится. 
И хотя в нашем женском клубе участвуют представители разных национальностей, мы с удовольствием поем и русские, и чувашские песни, теперь вот и мордовскую. С радостью общаемся друг с другом, вместе отмечаем праздники.

Наша справка

Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе народов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, карелы, марийцы, удмурты, коми и другие. Мордва делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. 
В Новочебоксарске почти 3% населения — мордва.

***

Национальная кухня

Панжакай

Это картофельный пирог, по форме напоминающий пиццу.
В трех стаканах воды растворить 50 г дрожжей (вода должна быть теплой, добавить в нее немного сахара), оставить на 15 минут. Затем добавить 200 мл растительного масла, 8 стаканов муки, 3 яйца. Оставить тесто на два часа. 
Начинка готовится из творога с картофельным пюре. В мятую картошку добавляется  творог (в пропорции 3:1), сметана (или майонез) и сливочное масло.
Тесто выложить на противень, смазанный маслом. Сверху положить начинку, края теста подвернуть. Верх пирога смазать яйцом и сметаной, по­ставить в духовку на 20-25 минут.

***

Добрые соседи

Говорим по-мордовски

Русский

Эрзя-мордовский

Мокша-мордовский

Здравствуйте!

Шумбрачи!

Шумбрáтада!

До свидания!

Вастомазонок!

Няемозонк!

Привет!

Шумбрат

Шумбрат

Как родители?

Кода тетят-ават?

Кода тядятне-алятне?

Спасибо, очень хорошо

Сюкпря, пек парсте

Сюкпря, пяк парста

Мама

Авай

Тядя

Папа

Тетя

Аля

Рады вас видеть!

Кенярдтано вастомс тынк!

Кенярттяма няемс тинь!

Добро пожаловать!

Инескеть, садо!

Сада!

Супруг/супруга

Мирде/Ни

Мирде/ърьвя

Сын/дочь

Цёра/Тейтерь

Цёра/Стирь

Как вас зовут?

Кода тонь леметь?

Кода тонь лéмце?

Я люблю вас

Мон тонь вечктян

Мон кельктядязь тинь

Чем я могу вам помочь?

Кодамо лезкс тонеть
теемс?

Мезьса теенть лездомс?

Желаю вам счастья!

Арсян тыненк уцяска!

Арьсян тейнть паваз!

Я хочу с вами познакомиться

Ули мелем мартот
тее-вемс содавиксэкс

Мон ёран мархтонт
ти-емс содавикс

 

 

 

 

  • Татьяна Григорьева, мордовка по национальности, родилась и выросла в селе Напольном Порецкого района. Фото Марии СМИРНОВОЙ