Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Эльдар Рязанов: “Надо благодарно принимать...”

Эльдар Рязанов на Чебоксарском кинофестивале. 3 июня 2009 г. Фото из архива редакцииЭльдар Рязанов: “Надо благодарно принимать...” Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов на Чебоксарском кинофестивале. 3 июня 2009 г. Фото из архива редакции


0

Приближается Новый год, и снова российские зрители будут пересматривать любимую комедию “Ирония судьбы, или С легким паром!”. Только теперь уже без создавшего картину мастера. В ночь на 30 ноября Эльдар Рязанов на 89-м году жизни скончался в больнице в Москве от острой сердечной недостаточности.

Самый народный режиссер
Когда в России создавали список из ста главных картин национального проката, самым народным автором оказался Эльдар Рязанов. В первую сотню стопроцентной советской киноклассики без колебаний и разногласий попали сразу шесть его картин: “Служебный роман”, “Берегись автомобиля”, “Жестокий романс”, “Гусарская баллада”, “Ирония судьбы” и “Карнавальная ночь”.
Гайдай ярчайшей кометой сверкнул в начале 60-х “Псом Барбосом” и завершился в конце 60-х “Бриллиантовой рукой”. Рязанов прогремел в 57-м “Карнавальной ночью” и последний шумный успех снискал в 87-м “Забытой мелодией для флейты”.
Тридцать лет стабильного пребывания в топе нашего кино не вытянул никто, разве что учитель Эльдара Рязанова — Михаил Ромм (от “Тринадцати” до “Обыкновенного фашизма”). Рязановский фильм о традициях российского празднования стал титульным новогодним хитом и пребывает в этом качестве вот уже 40 лет: по части устоев русские оказались не меньшими традиционалистами, чем англичане. Как и полвека назад, любят овсяное печенье, плавленый сыр, КВН, Пугачеву и “Иронию судьбы”.
Народный режиссер удостоился двух прижизненных памятников в виде именных кинотеатров: “Эльдар” в Москве и “имени Деточкина” в Киеве. Без него не было бы народной славы Мягкова, Ахеджаковой, русского гастрольного успеха пани Барбары Брыльской и романса “Мохнатый шмель”.
Рязанов наполнил особой метафизической теплотой все, что в ХХ веке заставляло трепетать русское сердце: автомобиль, Новый год, пять звездочек, поручика Ржевского. Сколько лет говорим про духовные скрепы — вот это они и есть.
Мастер в Чувашии
Эльдар Рязанов побывал в Чебоксарах на кинофестивале в 2009 году.
“Я за те кинофестивали, — поделился мастер тогда с журналистами своим видением,  — где победителей выбирают зрители. С ними сговориться невозможно: уходя с сеанса, они просто бросают бюллетень. Тут нет жюри, оно и не нужно. Всякое случается, жюри тоже может ошибаться, оно нацелено на что-то, а зрителю до лампочки, у него свои интересы: он хочет плакать, смеяться, переживать, сочув­ствовать. Я снимаю такие фильмы”.
Талантлив во всем
Будучи разнопланово одаренным и деятельным человеком, Эльдар Рязанов работал не только в игровом кино. Он создал около 200 документальных авторских телевизионных программ — от легендарной “Кинопанорамы” до цикла “Парижские тайны Эльдара Рязанова”, преподавал на Высших курсах кинорежиссуры, занимался литературным трудом.
Стихи, песни и романсы авторства Эльдара Рязанова звучат во многих его фильмах, большую популярность у читателей завоевали мемуары режиссера “Неподведенные итоги”, “Чем живу и жив”, “Уходящая натура”, сборник стихотворений “У природы нет плохой погоды”.

Из книги воспоминаний Э.Рязанова

“...Это только в песнях поют: “Еще не вечер!” Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать. Однако я с ужасом думаю о блаженном пенсионном безделье. Слишком много примеров перед глазами, когда активная личность, резко переходя к ничегонеделанию, очень стремительно идет к смертельному финишу...
Если бы не Эмма (Абайдуллина, жена Рязанова. — Ред.), то, может, и не стоило бы жить. Она говорит мне часто:
— Ты за меня держись...
Говорит как бы в шутку, а на самом деле очень серьезно. А я отвечаю, тоже вроде с юмором, а на самом деле всерьез:
— А я только за тебя и держусь...
Мы с ней как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Я помаленьку глохну, все больше и больше. Скоро стану совсем глухарем. А Эмма говорит:
— Ничего, прорвемся!
И я отвечаю:
— У нас нет другого выхода...”.

  • Эльдар Рязанов на Чебоксарском кинофестивале. 3 июня 2009 г. Фото из архива редакции

Комментарии

Изображение пользователя Vadim K.

Попался на днях голливудский фильм "Шарада" 1963 года. Смотрибельный старенький детектив с известными актерами, только один эпизод "смутил" - герой Кэри Гранта,  где-то в середине фильма принимает  в вечернем костюме  душ с улыбкой на лице, очаровывая героиню...  )))

Допускаю, что гениям приходят одинаковые идеи и решения, пусть и через несколько лет друг от друга - кто ж теперь разберет.....Да и  наш Ипполит Георгиевич в "Иронии судьбы..."  ( 1975г)  при такой же водной процедуре, благодаря Рязанову, неподражаем « О-о, тепленькая пошла!.. » или "Спинку потрите, пожалуйста. Ну что, Вам жалко что ли?...."

Вот и в Болливуде  сняли ремейк нашей "самой новогодней комедии". Если и там сохранили эту популярную сценку, то вероятнее всего  герой уже и танцует, и поет индийские песни принимая душ  на "радость" зрителей...))