Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Аленький цветочек” и “Красавица и Чудовище”. В мультфильмах один сюжет, но какая между ними разница?

Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Александр Андреев“Аленький цветочек”  и “Красавица и Чудовище”.  В мультфильмах один сюжет, но какая между ними разница? Круглый стол

Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Александр Андреев


1

 “Грани” уже сообщали, что Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Александр Андреев провел круглый стол по вопросам реализации Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, который вступил в силу с 1 сентября.

Несмотря на то что документ вызвал бурную реакцию в обществе и до сих пор обсуждается в СМИ, многие о нем имеют смутное представление. Дело доходит до курьезов, когда цифры в углу экрана телевизора (6+, 12+ и так далее) принимают за обозначение температуры воздуха. Но это не сводка погоды. Это инструмент, который позволит убрать чернуху с экранов, оздоровить общество. 
Каким образом? Об этом шла речь во время беседы детского омбудсмена с членом Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка России Светланой Новиковой, заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по ЧР Татьяной Евдокимовой, начальником отдела Управления Роспотребнадзора по ЧР Ольгой Рысковой, представителями министерств образования, культуры, информационной политики, библиотекарями.

А.Андреев: Не исключено, в чем-то можно перегнуть палку, но лучше чуть-чуть перегнуть, а в процессе отладить спорные моменты.  Считаю, такой закон должен был бы даже раньше появиться. Ведь что происходит. В Чебоксарах был случай, когда ребенок выпрыгнул из окна, надев костюм Бэтмена. Дети живут в нереальном мире. Это очень опасно. Надеюсь, с принятием закона все изменится.

О.Рыскова: На органы Роспотребнадзора возложен государственный контроль за соответствием информационной продукции, которая реализуется на территории России, требованиям законодательства. Вся она подлежит классификации по возрастной категории детей, и должна быть соответствующая маркировка: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Для последней существуют временные ограничения на телевидении, такую нельзя транслировать с 4 утра до 23 часов вечера.
Т.Евдокимова: Формально закон уже работает, СМИ маркируют свою продукцию, но насколько качественно? Мы мониторили электронные СМИ. Например, канал “Охота и рыбалка” идет в дневное время со значком 16+, начали его смотреть и поняли, что этот канал вполне можно отнести к 18+ — шла нецензурная брань. Из всех телепрограмм, которые маркируются, соответствуют требованиям закона около 75 проц. То есть 25 проц. подают информацию, не соответствующую возрастной категории.
И хочу обратиться к родителям: нужно жаловаться.  Этот закон прежде всего для родителей. Это их инструмент воспитания нормальных, здоровых детей. Если посчитают, что некорректная реклама — пусть обращаются в антимонопольную службу. Что касается телевидения, радио, газет, Интернета — к нам, в Роскомнадзор.

С.Новикова: Родители, может, и не догадываются о вреде тех же самых американских мультфильмов. Они воспитаны на наших прекрасных мультиках и даже не понимают, в чем подвох, почему те или иные передачи негативно влияют на психику ребенка. Иностранные мультфильмы очень яркие, красочные. Казалось бы, все замечательно, весело, интересно. Но возьмем, например, “Красавицу и Чудовище”. Красавица с роскошными формами, совершенно сформировавшаяся женщина. Причем лицо — огромные глаза, маленький носик — не пропорционально, не соответствует нормальному, обычному человеку. 

И эта героиня похожа на всех остальных в американских мультфильмах, и у Белоснежки такие же черты лица, и у других. Но это фактически уродины. И у ребенка, у девочки, будет формироваться представление о себе как о женщине именно такой. То есть у ребенка записывается программа, что он должен соответствовать этому идеалу уродины. А у мальчика подсознательно сформируется желание искать именно такую женщину. С маленькими губками, огромными глазами. Но у нас нет таких. И представление о красоте у нас другое. 
Или такой момент: в американских мультфильмах, как правило, самая хорошая мать — это мать животных. Медведица, волчица... Но образа положительного матери человека вы не найдете. Как в противовес этой вечно юной Красавице, в мультфильме мимоходом показана женщина, обвешанная детьми, как поросятами. Конечно, девочке захочется быть такой красивой, вечно юной, замечательной принцессой, нежели какой-то, простите за сравнение, свиноматкой. То есть у ребенка подсознательно будет складываться негативное отношение к материнству.
 Посмотрите мультфильм “Красавица и Чудовище” и сравните с другим отече­ственным — “Аленький цветочек”. Один и тот же сюжет. Но какая разница! У детей нет еще уровня культуры, образования, опыта взрослых, чтобы они могли оценивать увиденное. Дети все воспринимают как есть. Они считают: если это показывают, значит, это правда, так и должно быть. Поэтому рекомендации родителям: лучше наше, проверенное, то, на чем мы выросли. А иностранные мультики посоветую смотреть с детьми вместе, попутно объяснять что к чему.
И обратите внимание в магазинах канц­товаров, какое оформление у дневников, тетрадей. Очень часто на обложках и черепа, и различные изображения, которые вызывают отторжение. Не приобретайте их. А если ребенок такие товары купит, не говорите сразу, что это может вызвать суицид, не пугайте. Объясните: “Ну у тебя же такой прекрасный вкус, что это ты такое купил?”. То есть голосуйте рублем и разъясняйте ребенку, что в данном случае он не прав. И тогда, я думаю, постепенно эта продукция уйдет из наших магазинов.

  • Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Александр Андреев