Светлая память чувашскому драматургу Николаю Терентьеву

0
Светлая память чувашскому драматургу Николаю Терентьеву 11 апреля 2014 г. на 88-ом году перестало биться сердце известного чувашского драматурга, переводчика, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, заслуженного работника культуры РСФСР, народного писателя Чувашской Республики Николая Терентьевича Терентьева.  

Николай Терентьев родился 17 апреля 1925 г. в деревне Кошноруй Цивильского уезда (ныне Канашского района). Окончил Чурачикскую среднюю школу, чувашскую студию при ГИТИСе им. А.В. Луначарского, Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького.

Трудовую деятельность Николай Терентьевич начал счетоводом в родном колхозе. Работал учителем начальных классов, актером и заведующим литературной частью Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.

Творчество Николая Терентьева занимает важное место в истории чувашского театрального искусства и драматургии. Велика его роль в расширении жанрового диапазона национальной драматургии. Терентьев написал свыше 50 пьес и сценариев. Все многоактные пьесы поставлены в театрах республики. На русском языке его произведения ставились в театрах Чебоксар, Ульяновска, Ворошиловграда, Брянска, Барнаула и других городов. Пьеса «Сансăр пурнăç çук» (Сибирская дивизия (Верность), 1971) прошла на сценах более 10 театров страны. Некоторые пьесы переведены на языки народов СССР – украинский, эстонский, башкирский, черкесский, мордовский и другие, и поставлены национальными театрами этих республик.

Николай Терентьевич в чувашской драматическом театре сыграл роли Сентиера («Айтар», П.Н. Осипов), Ахмара («Эндип», В. Ржанов), Вани Земнухова («Çамрăк гварди» (Молодая гвардия), А. Фадеев).

Он является автором переводов на чувашский язык произведений А.Н. Островского, А.Н. Арбузова, А.В. Софронова, С.Я. Маршака и других.

Необходимо подчеркнуть, что пьесам Николая Терентьева характерен оптимистический настрой, динамичность действия. В них чаще всего присутствует романтика, края проявляется прежде всего в изображении внутреннего мира героя, особой шири и щедрости его души. Николай Терентьевич сделал новый шаг в раскрытии духовного облика человека, в осмыслении нравственно-философских проблем в чувашской драматургии.

Как драматург Н. Терентьев заявил о себе пьесой «Сиреневая аллея» (1951). К раннему периоду его драматургического творчества (1950-е гг.) относятся пьесы, адресованные молодёжной аудитории. С первой же поставленной в Чувашском государственном академическом драматическом театре им. К.В. Иванова в 1957 г. пьесы «Арканнă юрату» (другое название «Çунатлисем те çĕр çинчех») на сцене предстают молодые герои – активные, порывистые, целеустремлённые, честные, бескомпромиссные, способные на большое чувство. В большинстве своём это люди труда, близкие к земле, представители рабочего класса, интеллигенции – современники драматурга. Ведущая роль принадлежит типу положительного романтического героя. Особо удачны женские образы.

В ранний период драматического творчества Н. Терентьевым также созданы пьесы «Ĕлĕкрен туслисем» (Давние друзья, 1954), «Йăнăш утăм» (Неверный шаг, 1956), «Архип Кузьмич» (1958).

В 1960–70-е гг. драматург в основном остался верен теме современности. Его продолжала волновать морально-этическая проблематика. Теме Великой Отечественной войны, осмыслению категорий жизни и смерти, добра и зла, ценности каждого человека посвящена героико-романтическая трагедия «Куккук çаплах авăтать» (Кукушка всё кукует, 1960). Представив внутренний мир отдельных героев, драматург раскрыл природу совершённого народом исторического подвига. В этот период в театрах республики поставлены красивая и грустная история «Кĕмĕл пĕлĕтсем» (Серебристые облака, 1973), романтическая пьеса-репортаж «Тин çеç çуралнисем» (Новорождённые, 1976), пьеса «Çынпа çын пĕр мар...» (Разные бывают люди..., 1977). Созданы трагедия-легенда «Çĕрпе хĕр» (Земля и девушка, 1972) о доле чувашей, участвовавших в пугачёвском восстании, драмы «Хумсем çырана çапаççĕ» (Волны бьют о берег, 1969) о деятельности чувашского просветителя И.Я. Яковлева и о семье Ульяновых, «Çиçĕм хыççăн аслати» (После молнии – гром, 1978) о событиях после октября 1917. В последующий период созданы такие остропроблемные произведения, как пьеса «Атăл куçĕ (Манаймастăп сана)» (Глаза Волги, 1980), трагикомедия «Пушар лаши» (Пожарная лошадь, 1985) и другие.

В творчестве народного писателя Чувашии большое место занимает устное народное творчество родного народа. По фольклорным мотивам им написаны пьесы «Леший», «Земля и девушка».

Произведения Н. Терентьева изданы в книгах «После молнии...» (М., 1981), «Колокола души» (М., 1987), «Суйласа илнисем. 1 том» (Ч., 1994) и т.д.

Николай Терентьевич Терентьев - заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1968), заслуженный работник культуры РСФСР (1976), народный писатель Чувашии (1980), Лауреат Государственной премии Чувашской АССР им. К.В. Иванова (1970), Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1971).

Светлая память о Терентьеве Николае Терентьевиче навсегда сохранится в сердце чувашского народа.

Церемония прощания с Николаем Терентьевичем Терентьевым состоится 13 апреля 2014 г. в Чувашском государственном академическом драматическом театре им. К.В. Иванова в 11.00 часов.