Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Вредные вопросы

Вредные вопросы “Грани” — партнер “РГ”

Вредные вопросы

Дмитрий Лепешкин, автор проекта “Школа для родителей”Вредные вопросы “Грани” — партнер “РГ”

Дмитрий Лепешкин, автор проекта “Школа для родителей”

Антонина Филиппова, преподаватель русского языка и литературы новочебоксарской школы № 14Вредные вопросы “Грани” — партнер “РГ”

Антонина Филиппова, преподаватель русского языка и литературы новочебоксарской школы № 14


0

Сегодня мы публикуем окончание статьи “Российской газеты”, посвященной исследованию поколения, “рожденного с планшетом в руках” (начало в № 6 от 30 января).  Современных школьников специалисты называют “альфами”. Это дети еще одного цифрового поколения — “миллениалов”. 

Мнения экспертов мы дополнили комментариями специалистов из Новочебоксарска.


“Альфы” глупее читающих поколений?

Светлана Качмар, семейный психолог: Говорить, что происходят какие-то серьезные эволюционные изменения в мозге, неправильно. Просто мы пользуемся одними его возможностями, а наши дети — другими. У них лучше развит сенсомоторный интеллект. Да, читают меньше, но гораздо больше воспринимают из прочитанного. И умение размышлять, анализировать, подключаться к ситуации с разных сторон у них развито ничуть не хуже нашего.

Андрей Усачев, детский писатель: “Альфа” не глупее и не умнее. Они с легкостью передвигаются по просторам Интернета, но без гаджета заблудятся в трех соснах рядом с дачей. Они с закрытыми глазами нажимают на клавиши компьютера, но в пятом классе половина не сможет самостоятельно пожарить себе яичницу. И быстрые знания, полученные одним щелчком в Сети, точно так же быстро и уходят. Мозг человека не вырос.

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени Пушкина: Но есть один нюанс... Количество детей с аутизмом растет. И если еще 30 лет назад примерно каждый двухсотый ребенок имел такое расстройство, то сегодня уже каждый пятидесятый. Я ни в коем случае не провожу прямых параллелей с цифровизацией, но мы действительно все меньше позволяем себе роскошь живого общения. Социализация — штука жесткая, но ее необходимо пройти в реале. “Альфы” — прекрасные коммуникаторы, эффективные жители цифрового мира, но к жизни в реальном мире они часто не готовы.


“Альфы” не могут сосредоточиться на сложных текстах?

Светлана Качмар: Визуальный способ восприятия информации задействует очень много нейронов нашего мозга. Если перегружать им свою нервную систему, не остается сил на обработку школьной программы. Поэтому мы работаем над тем, как экранное время немножечко подсократить. Не директивно, не отнимая гаджет, а с компромиссами и договоренностями.

Маргарита Русецкая: Наши исследования показывают, что классический печатный текст, в том числе в школьном учебнике, для цифрового поколения становится сложным и непонятным. Дети привыкли к пиктографичному стилю электронных приложений, смайликов... К простым ярким цветам и минимуму деталей. Чем более реалистичны картинки, пейзажные или анималистические, тем хуже их воспринимают “альфы”. Шрифт текста, плотность межстрочного пространства, количество и подача материала на странице — все это делает современный учебник или книгу трудным для чтения.

И еще. Детские тексты изобилуют словами, которые детям непонятны. И как бы мы ни любили Корнея Ивановича Чуковского, но кто такой Мойдодыр, зачем детям чулочки и почему утюги чугунные, “альфа” не знает. Для него это какие-то книжные фрики. А вот когда он освоит методику чтения, тогда и классика будет к месту.

Лариса Паутова, доктор социологических наук: Я вхожу в попечительский совет Российской государственной детской библиотеки и вижу, что беда в том, что сами родители очень мало читают. Но стало очень много хорошей литературы со специальной подачей для “альф”, где текста не так уж и много, зато есть интерактивные “окошки”: покрути, поброди, найди.

Андрей Усачев: Сегодняшние дети менее зажаты в своем поведении и более живо реагируют, например, на выступлениях и встречах с писателями. А во всем остальном такие же дети, какие и были 30 лет назад: смеются тем же шуткам, над которыми смеялись и их родители, переживают за полюбившихся героев, их волнуют вопросы справедливости и несправедливости, дружбы и предательства, они также верят в победу добра над злом. И всегда были дети читающие и нечитающие. Были раньше, есть сейчас и, безусловно, будут в будущем.

Да, дети меньше стали читать... Но это вполне естественная убыль, появилось большее разнообразие досуга: компьютерные игры, киноиндустрия, путешествия... Если бы в моем детстве было столько развлечений и радостей, мы бы тоже меньше читали.


Педагогична ли тема миллионных заработков шестилетних блогеров?

Светлана Качмар: Это вовсе не особенность “альфы”. Такие дети существовали всегда. Раньше амбициозные родители снимали их в рекламе, до этого в журналах. В советское время водили на конкурсы талантов или на кастинги в кино. Финансовыми потоками всегда распоряжались взрослые, и этот вопрос касается этики детско-родительских отношений.


Какой станет страна, когда поколение “альфа” вырастет?

Лариса Паутова: “Альфа”-поколение будет очень привязано к семье, но ролевая модель изменится: родитель как друг. Плюс их родители — “миллениалы” формируют в них экологическую ответственность, даже шестилетки знают, как сортировать мусор и сколько разлагается в земле пластиковая бутылка.

На всю жизнь останется гигиеническая настороженность. Дед Мороз в маске — это травма на всю жизнь и во всем мире.

Маргарита Русецкая: Еще совсем недавно Интернет был вселенской помойкой, и все боялись нового вида зависимости. Согласитесь, про нее гораздо меньше стали сейчас говорить. В будущем, я думаю, нам хватит разума сохранить и взять в жизнь от цифровых технологий то, что реально ее улучшает, делает безопаснее, комфортнее, эффективнее.

Светлана Качмар: Гаджет станет просто дополнительным слотом расширения человека. Не отдельно будут развиваться искусственный интеллект и человек, а это будет такое сращение, как дополнительное облачное хранение памяти, дополнительные возможности внимания, поиска. Одной специальности на всю жизнь не будет. Уже сегодня экономика такова, что нужно менять свою специальность раз в пять-семь лет или прокачивать и развивать ее в какую-то сторону.

Общий тренд для “альфы”: человек поработал в сфере услуг, через два-три года его может понести в другую сторону, и он начнет снимать мультфильмы, а еще через какое-то время заинтересуется реальной наукой и пойдет учиться, потому что понял, что ему интересно, и заработал на это деньги.

Андрей Усачев: Если говорить о будущем и задаваться вопросом, нужны ли будут детские книги, то отвечу: тактильность никто не отменял. В шелесте бумажных страниц есть волшебство. Наверное, бумажная книга станет более элитарной, но совсем не исчезнет. И писатели найдут чем заняться. Они уже сейчас проводят онлайн-встречи. И причина не только в ковиде. Многие библиотеки в маленьких поселках где-нибудь в Новосибирской или Красноярской области имеют мало возможностей для обычных встреч со столичными писателями. И для них онлайн — единственная возможность общения. А вообще, хороший текст — это хороший текст, вне зависимости от формата: бумажного, электронного или вилами-писанного-по-воде.


А что думаете вы о будущем нынешнего поколения школьников?


Елена Новоселова, “Российская газета”, Федеральный выпуск № 17 (8368)


Мнение новочебоксарцев

Дмитрий Лепешкин, автор проекта “Школа для родителей”: Детей невозможно полностью оградить от цифровой реальности, да и не нужно. Им в ней жить. Но, пожалуй, главная наша родительская задача — это сохранить связь наших детей и с обычной реальностью, чтобы они одинаково хорошо могли общаться как в мессенджерах, так и с близкими, друзьями. Вот это мы, как родители, можем сделать.

Сохранить, поддержать и укрепить связь наших детей с реальностью мы можем через хороший эмоциональный контакт. Тут не откупиться подарками, деньгами, развлечениями. К оплате принимается только время нашей жизни, наш искренний интерес к детям, сопереживание их маленьким трагедиям и победам. Если мы интересуемся ими, они начинают интересоваться нами, нашим отношением к тем или иным событиям. Сверяются по нам, где-то принимают наш взгляд, а где-то отвергают.

Стоит научить детей критическому мышлению. Не всё, что пишут в Интернете, — правда. Возьмем, к примеру, протестную активность последних недель с привлечением несовершеннолетних. Стоит задать простой вопрос: “Кому и для чего выгодно использовать детей в протестах?”

Для критической оценки ситуации необходим опыт реальной жизни. Позволить ребенку получить его, быть рядом, комментировать, объяснять, пожалуй, главная родительская задача сегодня.


Антонина Филиппова, преподаватель русского языка и литературы новочебоксарской школы № 14, участник городского этапа конкурса “Учитель года-2021”: Я думаю, что картину мира наших “альф” нужно и можно обогатить новыми для них возможностями. Действительно, эти ребята быстро оперируют информацией, которую находят в Интернете, однако очень плохо читают классику и мало размышляют о прочитанном. Тут им должны помочь учителя и родители. 

“Альфы” — весьма многообещающее поколение, и хочется верить, что они будут создавать стоящие вещи и решать реальные проблемы общества.

Записала Светлана Иванова



  • alfa4_cr.jpg
  • Дмитрий Лепешкин, автор проекта “Школа для родителей”
  • Антонина Филиппова, преподаватель русского языка и литературы новочебоксарской школы № 14