В школах могут ввести регулярные

Валерий БАКЛАНОВ: По натуре я репортажник

Фото из архива Валерия БАКЛАНОВАВалерий БАКЛАНОВ: По натуре я репортажник Газете “Грани” — 40 лет

Фото из архива Валерия БАКЛАНОВА

Валерию Бакланову особенно удавались спортивные репортажи. Один из снимков с командного чемпионата Европы по легкой атлетике в Чебоксарах. Валерий БАКЛАНОВ: По натуре я репортажник Газете “Грани” — 40 лет

Валерию Бакланову особенно удавались спортивные репортажи. Один из снимков с командного чемпионата Европы по легкой атлетике в Чебоксарах.


0

За четыре десятилетия в газете “Грани” (ранее “Путь к коммунизму”) с фотоаппаратом работали разные люди. Заметный этап в истории нашей газеты — работа в редакции Валерия Бакланова. С 2003-го по 2013 год он был штатным фотокором, кроме того, несколько лет активно сотрудничает с редакцией в качестве внештатного. Сегодня он герой рубрики “Встреча для вас”.

Задание выполнил
— Помнишь свои первые шаги в качестве фотокорреспондента?
— Впервые я перешагнул порог редакции в начале июля 2003 года. Мне выдали для работы пленочный “Зенит”. Обращаться с ним я умел, поскольку ранее увлекался фотографией.
Самое первое свое задание не помню, но один случай врезался в память особенно. Было это в конце того же июля, незадолго до престольного праздника в Соборе святого равноапостольного князя Владимира. Снимать нужно было крестный ход вокруг храма.
Сначала все шло хорошо. До того момента, как отнес пленку в проявку. Оказалось, внутри фотоаппарата перфорация пленки слетела с крепления и она при съемке не перематывалась. В результате ни одного изображения получить не удалось.
— Как вышел из положения?
— Вспомнил, что все происходящее снимал на свой фотоаппарат один мужчина-прихожанин. На его поиски ушло дня два, в итоге он согласился поделиться снимками, и материал в газете с иллюстрацией вышел вовремя.
— А чье авторство было указано под фотографией?
— Того самого прихожанина. Я категорически против того, чтобы под чужими снимками стояли мои имя и фамилия, даже по ошибке. Гонорар я за ту работу, конечно, не получил, но совесть была спокойна. И задание редакции было выполнено.
От “Зенита” до “цифры”
— У кого учился снимать?
— Можно сказать, я самоучка. Азам научил старший брат. Я любил смотреть, как он возится с ванночками и кюветами, работает с фотоувеличителем и различными химическими растворами.
— Это ведь при тебе редакционный пленочный фотоаппарат сменила цифровая техника?
— Да, поначалу, в 2003 году, отснятую пленку я носил в фотопроявку. Распечатывал в тех же отделах, что и все фотолюбители. Почти сразу после празднования 25-летия газеты (в январе 2004 года. — Прим. авт.) редакция купила цифровой фотоаппарат. С ним я проработал год-полтора. По тем временам его стоимость превышала 25 тысяч рублей. Немыслимая сумма! Для сравнения: пленочный “Зенит” стоил всего 700 рублей.
— Не страшно было ходить с такой дорогой техникой по улице?
— Почему-то нет. Хотя, помнится, осенью 2003 года меня ограбили. Дело было поздно вечером в Чебоксарах. Грабители отобрали “Зенит” и все, что при мне было. Их милиция нашла довольно быстро. Все украденные вещи, включая фотоаппарат, мне вернули.

Люблю снимать репортажи
— Помню, как в 2004 году ты показывал коллегам в редакции свою дипломную работу на худграфе ЧГПУ — картину, выполненную масляными красками. Все же ощущаешь себя больше художником или фотографом?
— В душе я художник. Однако фотография меня очень сильно расслабила. Иногда, когда вижу что-то необыкновенное, возникает желание написать картину. Но беру в руки фотоаппарат. Щелк! И душа успокоилась.
— А что любишь снимать?
— Репортажи. Я же репортажник. Запомнившихся за время работы было очень много. К примеру, спортивные. В Чебоксарах проходили соревнования мирового уровня. В 2015 году Чебоксары принимали командный чемпионат Европы (суперлига) по легкой атлетике.
Такие съемки накладывают особую ответственность. С другой стороны, позволяют поучиться у мастеров, приехавших в Чебоксары. Увидеть, как работают они.
Интересны были и музыкальные фестивали, проходившие в Чебоксарах в начале двухтысячных годов.
Мне всегда нравилось отсут­ствие рутины во время работы в редакции. Допустим, утром ты снимаешь детское мероприятие, днем какое-нибудь официальное открытие объекта, вечером концерт, а ближе к ночи идешь в рейд с милиционерами.
— Доводилось ведь и известных персон запечатлевать.
— Конечно. К примеру, фотографировал первого Президента Российской Федерации Бориса Ельцина, Патриарха Кирилла во время его визита в Новочебоксарск в 2015 году.
Но с такими знаменитыми людьми все ясно, их все узнают. А в эпоху до распространения Интернета иногда приходилось просить пресс-службу или сопровождающих: “Покажите, кого надо снимать”. Те возмущались: “Как, вы не знаете в лицо такого человека?”
Сейчас проще: просмотрел перед выездом на съемку сайт или другой ресурс с фотографиями участников и уже знаешь, как выглядит ньюсмейкер и как его представлять.
По опыту могу сказать, что сложнее всего снимать женщин. Они очень трепетно относятся к тому, как выглядят на фотографии.

Снять со смыслом
— В чем еще, по-твоему, изменилась работа фотокорреспондента за последнее десятилетие?
— Введенный режим безопасности усложнил доступ человека с фотоаппаратом в организации и учреждения. В наш ГОВД раньше можно было прийти, подняться в любой отдел, договориться о съемке. Сейчас не только в отдел полиции, но и в больницу или школу так просто не попадешь. Каждое время диктует свои правила.     
— Есть ощущение, что снимать на “цифру” стало проще?
— Безусловно. Однако это может почувствовать лишь тот, кто до того работал с пленочным фотоаппаратом. Раньше каждый из 36 кадров в пленке необходимо было снять со смыслом. Теперь процесс съемки значительно ускорился. Редакторы тоже это понимают, поэтому требуют результат как можно быстрее.
— Как ты понимал, что снимок удачный или наоборот?
— Помимо оценки ответ­ственного секретаря я ориентировался на федеральную прессу. На столе у меня всегда лежала стопка самых различных изданий. На них и ориентировался. Смотрел, как ту или иную тему подают “Коммерсант”, “Комсомолка”, “Аргументы и факты”, “Российская газета”.
— С кем из журналистов газеты “Грани” было работать легче?
— С теми, кто окончил факультет журналистики: Светланой Смирновой, Валерием Мутрисковым, Марией Семеновой. Они не просто выполняли свою часть работы, но и помогали, особенно вначале, советом: встань сюда, сними с этого ракурса...
— Расскажи о необычных местах, где приходилось снимать. Говорят, что ты любил забираться куда-нибудь на крышу.
— Таковы были особенности работы фотокорреспондента. Речь обычно шла об иллюстрировании проблемных публикаций. Поэтому съемки в подвалах, канавах, на чердаке — это обычная практика. Народ приходил в редакцию жаловаться, и мы выезжали. В рейд по притонам или в подвал, наполовину заполненный сточными водами. Было весело.  

О коллажах и рисунках
— Помнишь момент, когда начал в качестве иллюстраций создавать коллажи и рисунки?
— До какого-то времени я рос как фотограф, а потом почув­ствовал, что наступила пауза. Одни фотографии приелись.
В какой-то федеральной газете увидел на первой странице коллаж. Это стало толчком. В некоторых случаях коллаж или рисунок способны лучше передать мысль.
С Евгением Антроповым (его карикатуры выходили в городской газете в 80-90-е годы. — Прим. авт.) я был близко знаком. Видел, как он рисует. Росчерк-другой карандаша — и рисунок готов. Еще и четверостишие к нему сочинит. Талант­ливый человек был.
— Сейчас за выходом газеты следишь?
— Конечно. Нынешний фотограф Мария Смирнова тоже выпускница худграфа ЧГПУ имени И.Яковлева, так что художественного вкуса ей не занимать. Уже доросла до неплохих коллажей и рисунков. Перефразируя рекламный ролик, “Грани” — газета, с которой все хорошо.       
— Сам фотографируешь?
— Иногда. В основном для себя.
— Знаю, у тебя недавно родился сын. Он унаследовал талант отца?
— Время покажет. Пока Александру только 2,5 месяца.

 

НАША СПРАВКА

Валерий Бакланов — уроженец Шемуршинского района. Младший ребенок в семье, где родители воспитывали 4 детей. Отец — совхозный столяр, увлекавшийся резьбой по дереву, направил младшего сына сначала в художественную школу, затем в художественное училище. Здесь Валерий познакомился с будущей женой Татьяной, в 1995 году они сыграли свадьбу. Молодая семья поселилась в Новочебоксарске.
До прихода в “Грани” Валерий пробовал себя в разных профессиях, в том числе работал в Новочебоксарском художественном музее.

  • Фото из архива Валерия БАКЛАНОВА
  • Валерию Бакланову особенно удавались спортивные репортажи. Один из снимков с командного чемпионата Европы по легкой атлетике в Чебоксарах.