Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

В ребенке надо видеть личность

Победителю муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александру Карпову и его ученикам вместе интересно, нескучно и весело.В ребенке надо видеть личность День учителя

Победителю муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александру Карпову и его ученикам вместе интересно, нескучно и весело.

“В воспитании детей не нужна чрезмерная опека. Гораздо важнее наблюдать и направлять их деятельность в нужное русло”, — считает Надежда Любавская, лауреат республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”. Фото Валерия СулагаеваВ ребенке надо видеть личность День учителя

“В воспитании детей не нужна чрезмерная опека. Гораздо важнее наблюдать и направлять их деятельность в нужное русло”, — считает Надежда Любавская, лауреат республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”. Фото Валерия Сулагаева


0

Кто еще играет важную роль в воспитании детей, кроме родителей? С кем, помимо родственников, много времени проводят ребятишки? Правильно, с педагогами! В преддверии Дня учителя мы решили познакомить вас с двумя одними из лучших работников Новочебоксарска в этой сфере: педагогом-психологом школы № 11 Надеждой Любавской, лауреатом республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”, и победителем муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александром Карповым, учителем истории школы № 8.

Александр КАРПОВ седьмой год работает учителем истории и обществознания, также сейчас ведет в старших классах “Экономику и право”. В детстве он и не думал, что станет учителем, предполагал, что будет “каким-нибудь инженером”.  “В 11-м классе не планировал сдавать историю, но получилось так, что стал готовиться к экзамену именно по этому предмету. Очень скоро почувствовал, что я там, где должен быть, на своем месте. Каждому нужно делать то, что у него лучше всего получается, что ему нравится”, — говорит Александр Борисович.

В первые годы работы было не просто, приходилось искать подход к детям, вырабатывать правильный стиль общения. Но искренняя любовь к ребятам и своему предмету помогли завоевать авторитет: “В ребенке надо видеть не только ребенка, это человек. Когда школьник чувствует, что с ним по­ступают справедливо, честно, то сложностей в общении нет. Важно, чтобы дети понимали, что учитель — это в какой-то степени друг, но четко соблюдали при этом субординацию. При взаимном уважении, когда ученик понимает, что то, чем он занимается, ему нужно, когда учитель честно ставит оценки, дети начинают доверять и охотно участвуют в учебном процессе”.

Еще один профессиональный прием от Александра Борисовича: он старается, чтобы его уроки были интересными, нескучными, может пошутить, провести параллели с бытовыми отношениями, всегда готов к диалогу и неожиданным вопросам учеников, прислушивается к их мнению.

 

Как завладеть наследством дедушки

Дети Александру Борисовичу доверяют и иногда задают такие вопросы, на которые не сразу и ответишь. “Как-то ученица (она уже окончила школу) на уроке обществознания поинтересовалась, как завладеть наследством дедушки. Учитель должен быть готов к любому, даже такому вопросу”, — уверен педагог.

Еще один секрет педагогического успеха Александра Карпова заключается в подготовке к урокам: “Готовиться нужно обязательно к каждому занятию. Есть такое высказывание: “Учитель должен учить тому, что прочитал вчера”. И я стараюсь этому следовать”.

Да и необходимость предмета нужно осознавать и доносить до детей. Так, историю наш учитель считает абсолютно необходимым школьным предметом: “История нужна не для того, чтобы знать, кто когда родился. Цель этого предмета больше воспитательная: чтобы новое поколение использовало опыт предыдущего и училось у предков, задумывалось, а что бы они сделали на месте той или иной исторической личности”.

Самым приятным в своей работе Александр Карпов считает то, что его окружают те, у кого всё впереди. А еще отмечает, что он тоже учится у детей: “Можно многому научиться у ребят, ведь чем меньше возраст, тем больше сердце. Вот я научился признавать свои ошибки, а это далеко не каждый взрослый умеет. Дети многое могут нам дать. Утверждение, что рядом с детьми не стареешь, абсолютно верное. Да и не было бы так весело в компании взрослых”.

Александр Борисович призывает видеть в каждом ребенке личность, уважать его, быть справедливым, а учителям в профессиональный праздник желает отличного настроения, крепкого здоровья, больших достижений и побед.

К этим пожеланиям присоединяется и редакция газеты “Грани”. С Днем учителя, дорогие педагоги!

Хочется каждому помочь

Надежда ЛЮБАВСКАЯ работает педагогом-психологом более 10 лет, начинала карьеру в школе № 1, в 11-й трудится первый год. Педагогикой и психологией Надежда увлеклась в 10-м классе. “Я училась в 5-й школе, и у нас был педагогический класс. Мне очень нравилось проходить тесты, узнавать новое о самой себе, участвовать в разных тренингах. Тогда я и решила поступать в педуниверситет”, — рассказывает педагог.

Надежда Владимировна обожает свою работу, ей очень нравится помогать детям, взрослым: “Я координирую взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей, опираясь на свои профессиональные знания. Помогаю пройти адаптацию детям в 1, 5, 10 классах, новичкам влиться в новый коллектив.

Бывает, родители подходят с просьбой о помощи, например, если ребенок отказывается выполнять задания. И всегда есть причина. Это не потому, что ему, скажем, лень. Может, его обижают или ребенок не понимает, зачем ему это нужно. И здесь я могу помочь разобраться, найти причину и устранить ее, наладить учебный процесс. Очень сложно бывает эмоционально, ведь каждую проблему пропускаешь через себя.

Зачастую причину детского горя можно легко устранить, например, у ребенка нет фломастеров или чего-то из одежды. Знаете, как дети переживают из-за таких, казалось бы, мелочей? Каждая такая мелочь может сделать из маленького человека изгоя. Стараюсь помогать не только как психолог. Если вижу, что нет канцтоваров, принесу, иногда отдаю дет­скую одежду, из которой мои два сына уже выросли”.

И следователь, и врач

Чтобы помочь, нужно докопаться до истины. Бывают конфликтные ситуации, и задача педагога-психолога — грамотно их “разрулить”, никому не навредив.

“Был случай недавно: девочки поругались в соцсетях, обзывали друг друга, — рассказывает Надежда Владимировна. — Мне сообщила об этом мама одной из них, которая случайно узнала о конфликте. Я поговорила с девочками по отдельности, потом с мамой, планирую и с другими мамами обсудить ситуацию.

Думаю, мне удалось донести, что и в соцсетях надо соблюдать культуру общения, что нецензурные выражения, фото могут отразиться на их будущем, что соцсети — это совсем не тайное, а то, что могут увидеть, прочитать те, кому не хотелось бы это все показывать, что информация может использоваться против них. После разговора кто-то побежал удалять некоторые фото, кто-то ругательства”.

Кроме того, наша героиня ведет отдельный чат, где она постоянно на связи с родителями детей с ограниченными возможностями (в школе два коррекционных класса). Она успевает заниматься со всеми. “Каждый такой ребенок неповторим, уникален и развивается в своем направлении”, — говорит педагог.

Надежда Любавская отмечает, что с детьми ей гораздо легче, они бесхитростны, идут на контакт, доверяют. Со взрослыми бывает сложнее, так как есть “слышащие”, а есть такие, которые просто требуют: “Сделайте! Я так хочу”.

“В воспитании детей надо придерживаться золотой середины: не контролировать каждый их шаг, но и не опекать чрезмерно. Аккуратно наблюдать и, где надо, направлять в нужное русло”, — советует педагог. А еще она рекомендует больше общаться с детьми, проводить время вместе, поддерживать, доверять, позволять ошибаться, не ругать, если сделали что-то не так. Коллегам в День учителя Надежда Владимировна желает сохранить в своих сердцах огонек, любить детей, а также терпения и упорства!

Регина Максимова
  • Победителю муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александру Карпову и его ученикам вместе интересно, нескучно и весело.
  • “В воспитании детей не нужна чрезмерная опека. Гораздо важнее наблюдать и направлять их деятельность в нужное русло”, — считает Надежда Любавская, лауреат республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”. Фото Валерия Сулагаева