В ребенке надо видеть личность
Победителю муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александру Карпову и его ученикам вместе интересно, нескучно и весело.
“В воспитании детей не нужна чрезмерная опека. Гораздо важнее наблюдать и направлять их деятельность в нужное русло”, — считает Надежда Любавская, лауреат республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”. Фото Валерия Сулагаева
Кто еще играет важную роль в воспитании детей, кроме родителей? С кем, помимо родственников, много времени проводят ребятишки? Правильно, с педагогами! В преддверии Дня учителя мы решили познакомить вас с двумя одними из лучших работников Новочебоксарска в этой сфере: педагогом-психологом школы № 11 Надеждой Любавской, лауреатом республиканского конкурса “Педагог-психолог Чувашии — 2020”, и победителем муниципального этапа республиканского конкурса “Учитель года” Александром Карповым, учителем истории школы № 8.
Александр КАРПОВ седьмой год работает учителем истории и обществознания, также сейчас ведет в старших классах “Экономику и право”. В детстве он и не думал, что станет учителем, предполагал, что будет “каким-нибудь инженером”. “В 11-м классе не планировал сдавать историю, но получилось так, что стал готовиться к экзамену именно по этому предмету. Очень скоро почувствовал, что я там, где должен быть, на своем месте. Каждому нужно делать то, что у него лучше всего получается, что ему нравится”, — говорит Александр Борисович.
В первые годы работы было не просто, приходилось искать подход к детям, вырабатывать правильный стиль общения. Но искренняя любовь к ребятам и своему предмету помогли завоевать авторитет: “В ребенке надо видеть не только ребенка, это человек. Когда школьник чувствует, что с ним поступают справедливо, честно, то сложностей в общении нет. Важно, чтобы дети понимали, что учитель — это в какой-то степени друг, но четко соблюдали при этом субординацию. При взаимном уважении, когда ученик понимает, что то, чем он занимается, ему нужно, когда учитель честно ставит оценки, дети начинают доверять и охотно участвуют в учебном процессе”.
Еще один профессиональный прием от Александра Борисовича: он старается, чтобы его уроки были интересными, нескучными, может пошутить, провести параллели с бытовыми отношениями, всегда готов к диалогу и неожиданным вопросам учеников, прислушивается к их мнению.
Как завладеть наследством дедушки
Дети Александру Борисовичу доверяют и иногда задают такие вопросы, на которые не сразу и ответишь. “Как-то ученица (она уже окончила школу) на уроке обществознания поинтересовалась, как завладеть наследством дедушки. Учитель должен быть готов к любому, даже такому вопросу”, — уверен педагог.
Еще один секрет педагогического успеха Александра Карпова заключается в подготовке к урокам: “Готовиться нужно обязательно к каждому занятию. Есть такое высказывание: “Учитель должен учить тому, что прочитал вчера”. И я стараюсь этому следовать”.
Да и необходимость предмета нужно осознавать и доносить до детей. Так, историю наш учитель считает абсолютно необходимым школьным предметом: “История нужна не для того, чтобы знать, кто когда родился. Цель этого предмета больше воспитательная: чтобы новое поколение использовало опыт предыдущего и училось у предков, задумывалось, а что бы они сделали на месте той или иной исторической личности”.
Самым приятным в своей работе Александр Карпов считает то, что его окружают те, у кого всё впереди. А еще отмечает, что он тоже учится у детей: “Можно многому научиться у ребят, ведь чем меньше возраст, тем больше сердце. Вот я научился признавать свои ошибки, а это далеко не каждый взрослый умеет. Дети многое могут нам дать. Утверждение, что рядом с детьми не стареешь, абсолютно верное. Да и не было бы так весело в компании взрослых”.
Александр Борисович призывает видеть в каждом ребенке личность, уважать его, быть справедливым, а учителям в профессиональный праздник желает отличного настроения, крепкого здоровья, больших достижений и побед.
К этим пожеланиям присоединяется и редакция газеты “Грани”. С Днем учителя, дорогие педагоги!
Хочется каждому помочь
Надежда ЛЮБАВСКАЯ работает педагогом-психологом более 10 лет, начинала карьеру в школе № 1, в 11-й трудится первый год. Педагогикой и психологией Надежда увлеклась в 10-м классе. “Я училась в 5-й школе, и у нас был педагогический класс. Мне очень нравилось проходить тесты, узнавать новое о самой себе, участвовать в разных тренингах. Тогда я и решила поступать в педуниверситет”, — рассказывает педагог.
Надежда Владимировна обожает свою работу, ей очень нравится помогать детям, взрослым: “Я координирую взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей, опираясь на свои профессиональные знания. Помогаю пройти адаптацию детям в 1, 5, 10 классах, новичкам влиться в новый коллектив.
Бывает, родители подходят с просьбой о помощи, например, если ребенок отказывается выполнять задания. И всегда есть причина. Это не потому, что ему, скажем, лень. Может, его обижают или ребенок не понимает, зачем ему это нужно. И здесь я могу помочь разобраться, найти причину и устранить ее, наладить учебный процесс. Очень сложно бывает эмоционально, ведь каждую проблему пропускаешь через себя.
Зачастую причину детского горя можно легко устранить, например, у ребенка нет фломастеров или чего-то из одежды. Знаете, как дети переживают из-за таких, казалось бы, мелочей? Каждая такая мелочь может сделать из маленького человека изгоя. Стараюсь помогать не только как психолог. Если вижу, что нет канцтоваров, принесу, иногда отдаю детскую одежду, из которой мои два сына уже выросли”.
И следователь, и врач
Чтобы помочь, нужно докопаться до истины. Бывают конфликтные ситуации, и задача педагога-психолога — грамотно их “разрулить”, никому не навредив.
“Был случай недавно: девочки поругались в соцсетях, обзывали друг друга, — рассказывает Надежда Владимировна. — Мне сообщила об этом мама одной из них, которая случайно узнала о конфликте. Я поговорила с девочками по отдельности, потом с мамой, планирую и с другими мамами обсудить ситуацию.
Думаю, мне удалось донести, что и в соцсетях надо соблюдать культуру общения, что нецензурные выражения, фото могут отразиться на их будущем, что соцсети — это совсем не тайное, а то, что могут увидеть, прочитать те, кому не хотелось бы это все показывать, что информация может использоваться против них. После разговора кто-то побежал удалять некоторые фото, кто-то ругательства”.
Кроме того, наша героиня ведет отдельный чат, где она постоянно на связи с родителями детей с ограниченными возможностями (в школе два коррекционных класса). Она успевает заниматься со всеми. “Каждый такой ребенок неповторим, уникален и развивается в своем направлении”, — говорит педагог.
Надежда Любавская отмечает, что с детьми ей гораздо легче, они бесхитростны, идут на контакт, доверяют. Со взрослыми бывает сложнее, так как есть “слышащие”, а есть такие, которые просто требуют: “Сделайте! Я так хочу”.
“В воспитании детей надо придерживаться золотой середины: не контролировать каждый их шаг, но и не опекать чрезмерно. Аккуратно наблюдать и, где надо, направлять в нужное русло”, — советует педагог. А еще она рекомендует больше общаться с детьми, проводить время вместе, поддерживать, доверять, позволять ошибаться, не ругать, если сделали что-то не так. Коллегам в День учителя Надежда Владимировна желает сохранить в своих сердцах огонек, любить детей, а также терпения и упорства!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати