Удивительная жизнь Серафима Саровского
Мощи преп. Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото с официального сайта монастыря www.diveevo.nne.ru
Говоря об одном из наиболее почитаемых русских святых Серафиме Саровском, современный человек скорее всего вспомнит чудесное обретение его мощей в 1990 году.
1 августа 1991 года при большом стечении народа мощи преподобного встречали в Дивеевском монастыре. Там, в Свято-Троицком соборе, в Дивееве Нижегородской области, они ныне и пребывают. А какой была жизнь святого и в чем заключался его христианский подвиг? Об этом далее.
Детство
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской церкви, родился 19 июля 1754 (по другим данным 1759) года. Родители, Исидор и Агафия Мошнины, жили в Курске. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери. Она и воспитала в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды с собой Прохора. Малыш оступился и упал с колокольни. Тем не менее испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. И это было первым из случившихся с ним невероятных событий.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Проснувшись, он рассказал это видение матери.
Действительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по Курску чудотворную икону Божией Матери “Знамение” по той улице, где был дом Мошниной. Пошел сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и чтобы избежать грязного участка дороги, направился через двор Мошниной.
Пользуясь этим случаем, Агафия вынесла больного сына во двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под ее осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться и скоро совсем выздоровел.
Юность
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.
Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.
20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец отец Пахомий. Он по-доброму принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря. И все исполнял с ревностью и усердием.
Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже говорил, “опаснейшего искушения для новоначальных иноков”.
Затворничество
19 марта 1785 года послушник Прохор был пострижен с именем Серафим, что означает “пламенный”. С этого дня он практически все время посвящал богослужению и молитве.
От непрестанных молитв в келье и стояния на службах в церкви у него распухли ноги, на них открылись раны, что лишило его возможности служить. И он просил у настоятеля Пахомия благословения удалиться не в больницу, а в лесную келью.
В пустынной келье Серафим жил в трудах, с чтением, молитвой и постом. Сначала он брал в монастыре по воскресеньям хлеб и делился им с животными и птицами. Летом выращивал на устроенных рядом с кельей грядках картофель, свеклу, лук, собирал и варил сныть.
Совсем перестав брать хлеб из обители, он жил так более двух лет. Ряд фактов жития преподобного Серафима весьма примечателен. На протяжении трех с половиной лет аскет питался только снытью. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого отца Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему).
Из более драматичных событий известен случай с разбойниками.
Согласно житию, некие злодеи, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить келью. Застав в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили голову, причем святой не сопротивлялся, несмотря на то что был в то время молодым и сильным. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились.
Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их.
Пустыннику дважды предлагали стать настоятелем, но он отказался и остался жить в лесной хижине, приняв обет молчания. Ночью по примеру древних столпников молился на большом камне в глухом лесу, а чтобы так же тайно усиленно молиться днем, у него был камень и в келье. Этот молитвенный подвиг он нес тысячу суток — почти три года.
Возвращение в монастырь
Весной 1810 года, после 15 лет пустынножительства, отец Серафим вернулся в обитель и получил благословение настоятеля затвориться в прежней своей монастырской келье.
После окончания затвора он принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали и знатные люди, в том числе царь Александр I.
Ко всем приходящим к нему отец Серафим обращался словами “Радость моя!”, в любое время года приветствовал словами “Христос воскресе!”. Сохранились рассказы его современников об этих беседах и совершавшейся чудесной помощи.
Окончание жизненного пути
До самой смерти Серафим Саровский принимал страждущих, исцелял духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Старец сам указал место около алтаря Успенского собора, где следовало похоронить его.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился.
2 января келейник Серафима Саровского отец Павел в шестом часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного. Там всегда горели свечи, и он говорил: “Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”.
Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам батюшка стоял на коленях перед иконой “Умиление” в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Мощи обретены дважды
Исцеления и чудесные случаи помощи обратившихся к преподобному продолжали происходить и после его смерти. Свидетельства о них направляли в особую комиссию, были произведены разыскания, и мощи святого были обретены. В августе 1903 года в Сарове при огромном (более ста тысяч человек) стечении народа и при участии царской семьи мощи Серафима Саровского в раке торжественно поместили под сень Успенского собора монастыря.
При жизни преподобный Серафим предсказывал, что будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. До революции это казалось совершенно невозможным: разве саровские монахи отдадут свою святыню? Но слова святого сбылись. В “пятилетку безбожия” большевики разогнали монастырь, изъяли мощи и увезли, и след их был потерян.
Вновь мощи батюшки Серафима были обретены в Санкт-Петербурге, а позже перенесены в возрождавшийся Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь. Вернуть их в Саров оказалось невозможно: здесь был расположен закрытый город и в 1991 году не было даже храма.
Ныне тысячи паломников приходят в Дивеево поклониться батюшке Серафиму. Торжества в честь 111-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского состоялись 1 августа этого года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати