Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Святки: семьям — любви и радости

Иерей Сергий Верзилов, клирик храма Николая Чудотворца. © Фото Валерия БАКЛАНОВАСвятки: семьям — любви и радости

Иерей Сергий Верзилов, клирик храма Николая Чудотворца. © Фото Валерия БАКЛАНОВА


1

Накануне Нового года, незадолго до великого светлого Рождества Христова и последующих святок редакцию газеты “Грани” посетил отец Сергий. Интересно было узнать мнение священно­служителя о сложившихся традициях этих празд­ников, а также по поводу некоторых недавних событий.

Уроженец Донецка, он еще в детстве переехал в Чувашию. По­сле окончания Чебоксарского духовного училища поступил в Казанскую духовную семинарию. Через год получит диплом о высшем образовании и намерен продолжить обучение уже в духовной академии.
В Новочебоксарске отец Сергий служит около пяти лет. Летом прошлого года получил благословение митрополита Варнавы на возведение нового храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм будет располагаться на территории коттеджного поселка, так называемой Павловской слободы. Строительство на завершающем этапе — идет внутренняя отделка. Есть надежда, что к середине года, не исключено, что к Пасхе, церковь примет первых прихожан.

— Отец Сергий, как вы пришли к вере?
— Зачатки православной веры привила мне бабушка. Она всегда говорила, что я просто должен быть служителем церковным. Вспоминала тот случай, когда маленького принесла в храм на руках — еще не мог ходить. Руки у нее устали, она по­ставила меня рядом с собой, отпустила, и я сделал первые шаги. После сказала: раз я в церкви сделал первые шаги, то всю жизнь должен быть там, вплоть до своих шагов последних.
Благодаря ей и пришел к вере. С детства читал утренние молитвы, в пять-шесть лет уже знал наизусть 90-й псалом, 50-й. После школы получил юридическое образование, но постепенно те семена, которые были посеяны в детстве, начали всходить. Несмотря на то что мир влечет, он не стал моим образом жизни, я отошел от него к храму.
— 21 декабря многие ждали конца света. Что происходило в церкви в этот день, как вы сами относитесь к таким предсказаниям, и будет ли конец света?
— К нам ходят люди разные, с разным образованием, воспитанием, разных возрастов. Безусловно, слухи про конец света воспринимали все по-разному. Но тех, кто хорошо знает Священное писание, подобные разговоры не смущали. Есть книга, именуемая “Апокалипсис. Откровения Иоанна Богослова” про второе пришествие Иисуса Христа. Это событие не именуется концом света, Бог не для того создавал мир, чтобы его уничтожать.
Мир уничтожает себя сам. Люди столько разных способов для этого изобрели. И атомную бомбу, и химиче­ское оружие, которое даже у нас в Новочебоксарске производили.
А про второе пришествие можно сказать так: Господь придет судить безусловно всех, будет Cтрашный суд. Но это не будет концом света, слухи о котором предприимчивые люди использовали для наживы. Некоторые испуганные концом света начали закупать ненужные им товары.
— В церковь шли испуганные?
— На самом деле таких были единицы. В основном люди приходили в неведении, просто спросить. И после беседы спокойно уходили. Вы лучше, говорил им, не в один прекрасный день ждите конца света, а всегда будьте готовы к нему. Потому что придет этот день, день Cтрашного суда, внезапно, без предупреждения, кого на чем застанет, так и будет душа судиться. Как Христос сказал: “В чем застану, в том и рассужу”.
А насчет этих слухов могу сказать, что они вредно влияют на общество. В той же книге “Апокалипсис” сказано, что ближе к последним временам люди совсем перестанут верить в пришествие. Так вот, эти ложные слухи потихонечку искореняют веру, потихонечку люди нач­нут считать, что ничего не будет, приближая Страшный суд. Как в истории про мальчика, который пас стадо и говорил, что волки идут, издеваясь над соплеменниками. Они прибегали много раз, помните, а когда дей­ствительно волки появились, ему уже никто не помог. Так будет и здесь.
— А с чем чаще идут к вам люди, с радостью или проблемами?
— Мы так устроены, что не спешим делиться радость­ю. Бывает, что заказывают благодарственный молебен, но редко. Чаще приходят с проб­лемами, бедами. Дей­ствительно, в храме люди страждущие. У кого-то болезни, кто-то потерял работу. У кого-то в личной жизни не ладится, кто-то переживает развод.
Поэтому и призывают людей к венчанию, чтобы объяснить смысл жизни мужа и жены. Ведь венчание — это не просто обязательство перед Богом и людьми, это самопожертвование двух людей. И венцы, которые мы на голову надеваем, это своеобразные венки терновые, какой надели Иисусу Христу, это символ мучениче­ства, символ жерт­венности. Супруги должны помнить, что уже живут не для себя, а друг для друга. Когда у людей есть осознание этого, и жизнь складывается по-другому.
Я считаю, люди слабо понимают смысл христиан­ских обрядов. Надо разъяснять их суть в проповеди, а проповеди в церкви мало. Очень мало.
И еще, я думаю, большая проблема заключается в том, что родители не дают духовное воспитание детям. Не церковное, а именно духовное. Чтобы ребенок осознавал себя как равнозначную частицу общества, не ставил себя выше. К примеру, в школе он всем своим видом демонстрирует: у меня вот есть айфон, а у тебя нет, поэтому ты не такой, как я, хуже. И если такое воспитание, материальное, а не духовное, будет преобладать, то ни к чему хорошему не придем.
— Что значит духовно воспитывать? По тем заповедям, которые суще­ствуют?
— По смыслу, который из этих заповедей извлекаем. Наше общество сложилось на христианской морали, эту мораль и нужно донести. Это послушание старшим, родителям, забота начальствующих о подчиненных и, следовательно, благодарность подчиненных к начальствующим. Не зависть, не гордыня, а послушание, любовь к ближнему. Не делай другому то, что не хочешь, чтоб делали тебе. Хотя бы на этом основываться.
— По поводу выступления панк-группы “Pussy Riot” в храме Христа Спасителя что скажете? На ваш взгляд, это было хулиганство, вызов обществу, надругательство над святынями?
— Думаю, это политиче­ская акция, давно уже спланированная кем-то.
— Поэтому столько шума?
— Акция была рассчитана на этот шум, она для этого шума и совершалась. Кто за ней стоит, я не знаю, потому что не особо увлекаюсь политикой. Но могу сказать, что для каждого, кто чтит храм, это неприятно, страшно. Бог, как мы знаем, поругаем не бывает. Но в жизни девочек все это отзовется.
Страшно не то, что они получили какой-то срок, отсидят в тюрьме. Страшно то, что они духовно погибли. И за это святотатство, даже правильней сказать — кощунство, их ждет наказание. Не от Бога, а от самих себя. Человек наказывает себя отступлением от Бога. И как чадо, оторвавшееся от родителя, становится незащищенным, обязательно где-нибудь совершит ошибки, будут последствия.
— С января гражданам России начнут выдавать универсальные электронные карты. Среди противников немало верующих, которые в ноябре даже вышли на митинг около здания чувашского правительства. Как вы относитесь к таким нововведениям и к этому митингу?
— Вопрос трудный для меня. Мы сами еще не знаем, в чем вред или польза этой карты. Потому что никогда этим не пользовались, с этим не сталкивались. Мы привыкли по старинке жить. Меня беспокоит и то, что от этого отказываются западные страны. 
Говорят, что это удобно — один документ вместо нескольких. Но в нашей стране всегда были Кулибины, им не составит труда произвести за человека финансовые манипуляции. Мне кажется, будут по­страдавшие. А по поводу митинга: каждый имеет право выражать свою гражданскую позицию. Но я бы призвал не терять благоразумия в данном вопросе, чтобы это не стало поводом к расколу среди верующих.
— Мы отметим Новый год, Рождество. Каких связанных с ними традиций нужно бы придерживаться?
— На самом деле существуют две подготовительные к Рождеству недели. Неделя святых праотец (празднуется в предпоследнюю неделю перед Рождеством) и святых отец (неделя до Рождества). В эти периоды мы уже начинаем готовиться к празднику. Начинаем особо строго поститься.
Но многие уже привыкли отмечать Новый год — воспитаны в советское время, вне духовности. Отмечать начало нового года можно. Даже верующим людям, если не нарушат пост. Можно и поздравить друг друга, и посидеть вместе.  Но не доводить это до совершенно бесконтрольной ситуации, когда человек начинает праздновать за столом, а оказывается под столом. Надо стараться как-то более нрав­ственно отметить этот день. Если не скромно, то хотя бы сдержанно, прилично.
— А во время святок? Церковь допускает гадания?
— Гадания — нет. Эти дни мы обычно в духовной радости проводим. Без магии. Люди, так как поста нет, празднуют, поздравляют друг друга, ходят в гости, дети, молодежь поют колядки, прославляя рожденного Христа. А о гадании в самом Священном писании сказано, что это является прямым обращением к дьяволу.
— Как нужно праздновать Крещение?
— Приготовить водички, уж не из-под крана, а родниковой, из источника. Ее привезти на Крещение в храм, чтобы освятить. И эту воду, памятную о Крещении, увезти домой. Но не так, чтобы поставить где-нибудь в уголке и забыть до следующего Крещения. Часто бывает, приходишь, к примеру, ­освящать квартиру, спрашиваешь, где у вас крещенская водичка, слышишь: “Ой, где-то была”.
Забывают, потому что не пьют ее. Нет такой семейной традиции у людей. Для них Крещение остается незначительным праздником, нет радости от того, что в этот день множество вод освящается, что произошло явление Бога человечеству.
— Некоторые в этот день купаются в проруби.
— Здесь я бы хотел уточнить одно: многие считают, что так смываются грехи. Но они не могут смыться просто от погружения в воду. Тем более если ты после изрядной порции шашлыка и водки лезешь в эту прорубь разгоряченный и вовсе не думаешь о Боге, о вере. Грехи прощаются, когда мы этого у Бога просим, в тихости, спокойствии, с раскаянием, а не со смехом и весельем.
Традиция окунаться на Крещение из Палестины идет, а там ведь нет таких морозов, как у нас.  И вода в Иордане не такая холодная. Этот обряд хоть и перешел к нам, надо все-таки помнить об истинном его назначении. Не всем повально в воду идти, а тем, кто имеет силу понести этот подвиг.
— Как вы лично отметите святки и Крещение?
— Половину из этих дней проведу в храме. И служить буду, и поздравлять буду. А потом, естественно, в семью. Так как у меня теперь появился маленький ребенок, которого мы долго ждали, постараюсь и ему частицу этой радости принести. Ему десять месяцев, он уже что-то понимает. Дадим отпить принявшей комнатную температуру водички крещенской. Ну и какой-нибудь подарок куплю обязательно.
— С чем обратились бы к горожанам?
— Хотел бы поздравить с такими важными праздниками христианской церкви, как Рождество и Крещение. Вместе с тем пожелал бы стараться сохранять традицию семейного празднования этих дней. Потому что семья — это малая церковь, как писал апостол Павел. И в каждой малой церкви есть свой пастырь, свой отец, который должен беспокоиться о духовном уровне, нрав­ственности своей семьи.
Каждый мужчина имеет на это благословление, так как при крещении вносится в алтарь. Поэтому дай Бог, чтобы наши мужчины показывали не пример пьяных соревнований своим детям, а пример духовной радости и заботы.

  • Иерей Сергий Верзилов, клирик храма Николая Чудотворца. © Фото Валерия БАКЛАНОВА

Комментарии

Изображение пользователя оля оля.

Новый год мы празднуем всегда всей семьей и я считаю его таким же неотъемлемым составляющим всей нашей культуры как и православие и в свою очередь считаю что он не идет вразрез с учением Церкви.