Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Скованные одной целью

© Коллаж Валерия БАКЛАНОВАСкованные одной целью Объединение городов

© Коллаж Валерия БАКЛАНОВА


1

На днях незаметно прошло событие, которое могло бы, наверное, стать историческим в жизни республики. Пять лет назад в марте 2008 года состоялся референдум по объединению двух самых крупных городов Чувашии — Чебоксар и Новочебоксарска.
Голосование предваряли широкое общественное обсуждение, публичные дискуссии на различных площадках. Итоги референдума известны: 75,21 проц. жителей столицы сказали “за”, 60,31 проц. новочебоксарцев — “против”. Исторического объединения, проект которого обсуждался с конца 80-х годов, не произошло.
Но к самой теме интерес не пропадает. Стоило, скажем, Главе республики Михаилу Игнатьеву в ежегодном Послании Госсовету ЧР и народу Чувашии озвучить предложения, что “в современных условиях возрастает роль экономически успешных муниципалитетов, способных выступать локомотивами развития территорий... Укрупнение муниципальных образований является отражением объективных экономических и демократических тенденций, этот процесс следует проводить с широким обсуждением, учитывая мнения граждан и не ущемляя их прав”, как появились предположения, что очередная попытка объ­единить столицу с несговорчивым городом-спутником не за горами.
Чуть позже, приехав в Новочебоксарск с рабочим визитом, М.Игнатьев разъяснил, что данный процесс коснется прежде всего районных центров, а об объединении Чебоксар и Новочебоксарска речь пока не идет.
Взгляд в прошлую пятилетку
По прошествии лет интересно вспомнить, какие основные аргументы выдвигались авторами проекта объединения городов на дискуссиях.
…Новочебоксарск — замечательный город с собственным градостроительным лицом. Но для поддержания его облика, развития социальной инфраструктуры нужны постоянные, стабильные финансовые средства. Собственные доходы города пока не позволяют этого сделать. Как показывают расчеты, и в отдаленной перспективе Новочебоксарск не сможет обходиться без помощи извне.
...Не нами придумано, но федеральный бюджет определяет объемы финансирования в зависимости от размера населенного пункта и количества жителей. Федеральная помощь крупным городам оказывалась, и она будет оказываться. Это мировая экономическая практика. Города-миллионеры (Самара, Казань, Пермь, Нижний Новгород, Уфа...) получат (в 2008 году. – Прим. авт.)  в нынешнем году по 1 миллиарду рублей из федерального бюджета на строительство дорог и развитие транспортных коммуникаций. Городам с численностью от 500 тысяч человек выделяются до 500 млн. рублей на дорожное строительство.
Все расчеты показывают, что, объединив трудовые, финансовые, производственные, потребительские ресурсы, инфраструктуру Чебоксар и Новочебоксарска, инвестиционный потенциал будущего муниципального образования увеличится на порядок, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность республики в целом.
Реалии дня нынешнего
А недавно, через каких-то десять дней после юбилея необъединения, представители городских собраний депутатов, муниципалитетов обоих городов провели совместное заседание. Тема — обмен опытом в вопросах градостроительной деятельности.
Рассказывает председатель постоянной комиссии городского Собрания депутатов Чебоксар по градостроительству, землеустройству и развитию территории города Александр АНДРЕЕВ: “Мы принимаем новый генеральный план столицы. Уже провели конкурс, выбрана проектная организация. Серьезный, важный документ, и мы хотели по этому поводу обменяться мнениями с коллегами из Новочебоксарска.
Благодарен всем участникам, приехали и глава города Олег Матвеев, и глава администрации Александр Сироткин. Обсуждение получилось полезным, мы взяли на карандаш некоторые предложения из опыта города-спутника.
Кулуарно, где-то в шутку, разговор коснулся и объединения. Жизнь, она сама подскажет, в каком направлении нам всем двигаться. Референдум был, результаты известны, форсировать события, считаю, ни в коем случае не нужно.
 Мы уже сейчас тесно интегрированы, и процесс углубляется. Проблемы общие, хотя и различий много. Новочебоксарск — молодой город, в столице болячек больше.
Если перейдем со временем в другую “весовую” категорию, станем мегаполисом, думаю, будущее поколение горожан будет благодарно. Но еще раз говорю, торопить события не нужно, идея должна созреть в головах людей”.
А вот мнение по теме объединения первого заместителя главы администрации Новочебоксарска Игоря КАЛИНИЧЕНКО:
— Если судить по утреннему потоку машин в сторону Чебоксар, новочебоксарцы все работают в столице. Внутри, думаю, все четко понимают: города давно крепко связаны.
Есть проблема общественного транспортного сообщения, она многих раздражает. Поступают звонки, жалобы. Как муниципальное образование, мы отвечаем только за перевозки внутри города, здесь относительно все хорошо. Межмуниципальные — это другая тема. Маршрутки, автобусы следуют через весь город, создают много проблем. Попытки как-то упорядочить такое движение пока не дают результата, но решение будет найдено.
У нас общие инженерные сети, что позволяет быстрее развивать новые жилые районы, Чебоксар­ская ГЭС. Система берегоукрепления все равно со временем заставит построить одну набережную между городами. Хороший хозяин, он всегда попытается привлечь инвестиции, будь то федеральные, которые выдаются большим городам. Думать о будущем — это нормальное состояние любого муниципального образования, поэтому, чем хорошо разделение, я лично порой не понимаю просто.
В бизнесе, а я много лет работал на заводе, в определенный период всегда проводилась оптимизация. В одно производство объединялись несколько громадных цехов, что увеличивало производ­ственный потенциал.
Новочебоксарск — город самодостаточный, тем не менее жизнь “выталкивает” людей отсюда. Рабочих мест больше в Чебоксарах, рынок труда изменился, он стал более интеллектуальным, насыщенным электроникой. Если раньше город был привязан только к химическому производству и строительству, сегодня у горожан есть возможность работать в других отраслях.
Конечно, революций делать не нужно. Понимание, что два города — одно целое, рано или поздно наступит.
Депутат Госсовета ЧР Сергей МИХЕЕВ:
— Наш город особенный, особенный с точки зрения своего менталитета. В свое время на строительство химкомбината, Чебоксарской ГЭС приехали молодые люди со всего Советского Союза. Культуру, самобытность города формировали эти люди, поэтому свое мнение у горожан всегда было и остается.
Менталитет — одна сторона медали. Другая — современные экономические тенденции. Выживают сильнейшие. С этой позиции, конечно, у большого города всегда больше возможностей для развития. Надо взвесить все за и против, прежде чем принять ориентир движения. И мнения горожан тут будут главными.

  • © Коллаж Валерия БАКЛАНОВА

Комментарии

Изображение пользователя Mysterious.

 Я вам щас такое объединение устрою!!!! нахрен объединяться с чебосраками? все эти доводы "за" - чушь полная.это только чебам будет хорошо от объединения, а НЧК будет страдать!!!! нам плюнули в лицо, когда мы боролись с созданием в НЧК свалки (типа полигон ТБО), несмотря на то, что противников этой херни было много - вконтакте 14000 набралось участников, устраивали митинги. пошли к чёрту чебы!!!! НЧК RULEZZZ)))) мы обойдёмся без вас. почему в бошки людей сверху не приходит мысль объединять чё-нить другое? идите, объединяйте Канаш и Шумерлю, Батырево и Алатырь, Ядрин и Козловку, но руки прочь от нашего Новчика!!!!

опрос в АиФ был.где вы хотите жить, у россиян спрашивали.4 варианта: в мегаполисе, в небольшом городе, в деревне, в лесной глуши где никого рядом нет.так вот, ответы разделились поровну.но всё же на 1 месте - небольшой город.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

 Я в свое время тоже голосовал против объединения. На мой взгляд, сторонники этой идеи не смогли убедительно показать преимущества такого объединения и из рук вон плохо провели агитационную кампанию. Сделали упор на перспективное увеличение подачки (дотации) из федерального бюджета, но не сумели толком объяснить, что это даст среднестатистическому горожанину (в массе своей глубоко убежденному, что в лучшем случае дополнительные средства израсходуются бестолково, в худшем будут расхищены). Заладили: объездная дорога, объездная дорога... По большому счету, эта проблема близко касается только жителей улицы 10 Пятилетки. 

Вот и сейчас ту же сказку заводят про белого бычка: у нас общие водопроводно-канализационные сети, транспортную проблему врозь не решить... Пожалуйста, пример в студию, как города с населением 450 и 125 тысяч человек не смогли решить транспортную проблему, а вот город Икс с населением в 675 тысяч ее решил в два счета; и почему тогда в городе с большими площадью и населением такую проблему решить проще...

Изображение пользователя Диалог.

 Я тоже 5 марта 2008 года проголосовал против присоединения нашего города к столице.Полностью согласен с Александром Просвирновым-уже 20 лет пускают троллейбусную линию и до сих пор не могут запустить.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

 По троллейбусной линии много препятствий технического плана. К тому же решения такого типа весьма лукавые. Сейчас можно выбрать маршрутку и попасть в нужный район Чебоксар без дополнительных пересадок, с 1 февраля и в Альгешево на 270-й. А если сделают маршруты только от города до города, то пассажирам придется платить трижды и делать две пересадки - неудобно и накладно. 

Изображение пользователя matveevartur.

 Я думаю что "Де факто" мы уже объединены. Почему бы не объединится "Де юре"

Для рядового гражданина это ничего не меняет, администрация будет стоять как стояла, все муниципальные, республиканские, федеральные организации - все останется на месте.

Просто не будет такого города "Новочебоксарск", а будет "Новочебоксарский район города Чебоксар"

Считаю, что горожане, которые против объединения просто встали в позу, абсолютно по детски - "не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок"

Раньше боялись автолюбители, что страховка возрастет в цене, теперь это не актуально.

А вот вопрос транспорта между двумя городами кто должен решать Чебоксары или Новочебоксарск. Чебоксары могут сказать - это ваши проблемы. Новочебоксарск не может повлиять на маршрутки, так как они Чебоксарские. Это просто пример.

Все зациклились на троллейбусной линии до Чебоксар. А зачем так напрягаться. Разве нет автобусных линий. Можно точно также проложить автобусный маршрут. По сути 101 и прочие это уже делают. А троллейбус не выгоден в городе, а вы хотите еще дополнительно затраты повесить на и так дряхлеющее предприятие.

На сегодня, по-моему, никто не может сказать, чего же он боится объединения. Боязнь, что Чебоксары получат прибавку из Федерального бюджета и не поделятся с нами - по-моему это не повод отказываться от объединения.

Есть конечно один неприятный момент - это то, что мы не хотим, чтобы город Новочебоксарск исчез как таковой. Чисто психологический момент. В Нью-Йорке, например есть Бруклин. Его жители говорят я живу в Бруклине. Теперь в Чебоксарах будет Новочебоксарск и мы тоже будем говорить, что живем в Новочебоксарске. Ничего страшного не произойдет.